На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Афанасий Мигалкин:
«Сохраним мир и стабильность»

Штрихи к портрету собеседника

Афанасий Васильевич Мигалкин родился в с.Борогонцы Усть-Алданского района в семье создателя и организатора Чаранской школы Василия Мигалкина. В этой многодетной семье из двенадцати детей Афанасий по счету был девятым. И трое из потомков Василия Мигалкина на сегодня стали людьми известными в родной республике — Александр, Афанасий и Иван. В силу активной гражданской позиции все трое занимают заметное общественное положение, Иван к тому же — известный поэт.

Окончив Мюрюнскую среднюю школу, Афанасий, в соответствии с призывом того времени: «школа—производство—вуз» отработав положенное, стал студентом историко-филологического факультета ЯГУ. Затем преподавал историю в Легойской средней школе. Общественная активность Афанасия привлекла внимание райкома ВЛКСМ, и он был назначен секретарем первичной комсомольской организации совхоза им. Горького, затем был направлен сначала в орготдел Мегино-Кангаласского РК ВЛКСМ, потом был избран секретарем этого же райкома. Позже в должности первого секретаря возглавил родной Усть-Алданский комсомол. В 90-х гг. Афанасий Мигалкин был председателем постоянной комиссии Верховного Совета по делам молодежи, физкультуре и спорту. В 1993 г. он стал главой Усть-Алданского улуса. Затем уже в Якутске — министром РС(Я) по работе с территориями.

С марта 2002 г. А.В. Мигалкин работает в должности руководителя Департамента по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия).

 

Итак, Афанасий Васильевич отвечает на вопросы нашего корреспондента и рассказывает о том, что сделано департаментом за время его работы.

— Афанасий Васильевич, став руководителем, с какого конкретного дела Вы начали?

— Сразу пришлось включиться в процесс подготовки и организации празднования 370-летия вхождения Якутии в состав Российского государства и 80-летия образования Якутской Автономной Советской Социалистической Республики. Оба события — исторического значения, по своей содержательности и масштабности требовали соответствующих параметров мероприятий, акций и программ празднования. Причем в эти программы наряду с празднично-развлекательными мероприятиями, к примеру, ысыахами, входила и очень серьезная часть: конференции, семинары, встречи на высшем уровне как в центре, в Москве, так и у нас. В результате подписывались договоры и соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в соответствии и с позиций государственной политики Республики Саха.

— Если это возможно, изложите основную суть, принципы или приоритеты современной национальной политики РС(Я).

— В ближайшее время и на перспективу основными задачами национальной политики будут оставаться сохранение стабильных межнациональных отношений и гражданского мира в Республике Саха и совершенствование национально-государственных основ федерализма в России. Важнейшей составной частью государственной национальной политики нашей республики является и будет являться политика государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера и исчезающих этносов в решении проблем, порожденных как историческим прошлым, так и трудностями адаптации в условиях рыночных преобразований.

Возрождение национальных языков, культуры, обычаев и традиций — главное в деятельности национально-культурных объединений, которые отнюдь не заключены в узкие национальные рамки и не ограничены развитием только своей культуры. Все они активно взаимодействуют, обмениваются опытом и знаниями. Несмотря на финансовые трудности, деятельность национально-культурных объединений расширяется, укрепляются их связи с этнической родиной.

— Кстати, насколько мне известно, именно вам довелось участвовать в разработке и написании проекта нового Соглашения между республикой и Россией, точнее — «Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия)».

— Совершенно верно, это была очень ответственная и сложная работа. Дело в том, что с приходом нового руководства страны прежние договоры между федеральным центром и субъектами, по сути, были аннулированы. Такую позицию заняли некоторые федеральные чиновники. Поэтому необходимо было отредактировать Договор 1995 года — с учетом сегодняшних реалий и интересов республики. И при этом найти взаимоприемлемые формы дальнейшего сотрудничества республики с центром...

В конечном итоге важную роль в диалоге с Москвой сыграла личная встреча Вячеслава Штырова с Владимиром Путиным, в результате которой на нашем документе появилась виза Президента России: «Согласен».

И 26 сентября 2002 г. Договор о разграничении полномочий был подписан.

— Афанасий Васильевич, вернемся к национальной политике. Расскажите, пожалуйста, что уже сделано и что планируется сделать в рамках проведения Международного 10-летия коренных народов мира.

— В Якутске состоялось выездное совместное расширенное заседание Национального оргкомитета Российской Федерации по подготовке к Международному юбилею коренных народов мира и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. На заседании были подняты проблемы малочисленных народов нашего региона и намечены пути решения. Одним из важных моментов в процессе работы этого заседания было подписание Соглашения между Республикой Саха (Якутия) и Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

По итогам работы заседания готовится проект Постановления Правительства РС(Я).

— Пока мы говорили с вами, Афанасий Васильевич, о событиях знаменательных и масштабных. Понятно, что невозможно в одном материале рассказать обо всем, что делается месяцами и годами. И все-таки, попытайтесь рассказать о повседневной работе, хотя бы о некоторых направлениях деятельности, адресованной непосредственно к коренным малочисленным народам или общинам, проживающим на территории Якутии.

— Учитывая, что традиционные отрасли северного хозяйства являются основой жизнедеятельности коренных народов, сотрудники нашего департамента оказывают практическую помощь по поддержке хозяйственных структур и методическую — при составлении уставов, положений и других документов.

Принимали участие в разработке проекта-распоряжения Правительства РС(Я) «О совершенствовании системы оплаты труда работников оленеводства». Участвовали в разработке проекта Закона РС(Я) «О внесении изменений и дополнений в Закон РС(Я) «О рыболовстве, рыбном хозяйстве и охране водных биоресурсов».

Предложения департамента в части прав и законных интересов малочисленных народов Севера представлены в Госсобрание (Ил Тумэн) РС(Я). В этом году нами будут внесены на рассмотрение парламента новая редакция Закона «О перечне коренных малочисленных народов Севера и мест компактного проживания в РС (Я)», проекты постановлений «О мерах государственной поддержки социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера», «О парламенте коренных малочисленных народов Севера», «О родовой и родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера», «О статусе национально-административного территориального органа», «О суктуле юкагирского народа» (новая редакция), «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера».

Не менее важным направлением в нашей работе является вопрос подготовки кадров для арктических улусов и мест компактного проживания малочисленных народов Севера. Ежегодно Постановлением Правительства РС(Я) выделяются целевые места для абитуриентов, а реализация этого процесса возложена на нас.

Проводится определенная работа по вопросам сохранения языка, культуры, традиций и обычаев коренных малочисленных народов. Традиционными стали презентации новых книг, посвященных проблемам и жизни Севера и Арктики, проводятся выставки мастеров декоративно-прикладного искусства, национальные праздники и фестивали.

В целях сохранения культурного наследия коренных народов Севера оказывается методическая помощь и поддержка этнокультурным центрам, творческому объединению «Геван» НВК «Саха».

Целенаправленно ведется работа по организации летнего отдыха, занятости и оздоровлению детей и подростков... В общем, работы у нас предостаточно — и повседневной, и рутинной, и организационной, и практической.

— Из того, что вы рассказали, складывается более конкретное представление о деятельности, содержании работы вашего ведомства. Афанасий Васильевич, поскольку мы начинали разговор с событий знаменательных и ярких, так давайте завершим его теми, что нам еще предстоит пережить.

— Впереди у нас — Ассамблея народов Республики Саха (Якутия), и подготовка к этому мероприятию идет серьезная. К сентябрю планируем ввести в эксплуатацию строящийся в настоящее время Дом народов Севера, который станет научным и культурным центром коренных малочисленных народов Дальневосточного федерального округа.

Вопросы задавала
Инна ФЕОКТИСТОВА.

 

Hosted by uCoz