Афанасий Мигалкин:
«Сохраним мир и стабильность»
Штрихи
к портрету собеседника
Афанасий Васильевич
Мигалкин родился в с.Борогонцы Усть-Алданского
района в семье создателя и организатора
Чаранской школы Василия Мигалкина. В
этой многодетной семье из двенадцати
детей Афанасий по счету был девятым. И
трое из потомков Василия Мигалкина на
сегодня стали людьми известными в
родной республике — Александр, Афанасий
и Иван. В силу активной гражданской
позиции все трое занимают заметное
общественное положение, Иван к тому же —
известный поэт.
Окончив Мюрюнскую
среднюю школу, Афанасий, в соответствии
с призывом того времени: «школа—производство—вуз»
отработав положенное, стал студентом
историко-филологического факультета
ЯГУ. Затем преподавал историю в
Легойской средней школе. Общественная
активность Афанасия привлекла внимание
райкома ВЛКСМ, и он был назначен
секретарем первичной комсомольской
организации совхоза им. Горького, затем
был направлен сначала в орготдел Мегино-Кангаласского
РК ВЛКСМ, потом был избран секретарем
этого же райкома. Позже в должности
первого секретаря возглавил родной Усть-Алданский
комсомол. В 90-х гг. Афанасий Мигалкин был
председателем постоянной комиссии
Верховного Совета по делам молодежи,
физкультуре и спорту. В 1993 г. он стал
главой Усть-Алданского улуса. Затем уже
в Якутске — министром РС(Я) по работе с
территориями.
С марта 2002 г. А.В. Мигалкин
работает в должности руководителя
Департамента по делам народов и
федеративным отношениям Республики
Саха (Якутия).
Итак, Афанасий Васильевич
отвечает на вопросы нашего
корреспондента и рассказывает о том, что
сделано департаментом за время его
работы.
— Афанасий Васильевич,
став руководителем, с какого
конкретного дела Вы начали?
— Сразу пришлось
включиться в процесс подготовки и
организации празднования 370-летия
вхождения Якутии в состав Российского
государства и 80-летия образования
Якутской Автономной Советской
Социалистической Республики. Оба
события — исторического значения, по
своей содержательности и масштабности
требовали соответствующих параметров
мероприятий, акций и программ
празднования. Причем в эти программы
наряду с празднично-развлекательными
мероприятиями, к примеру, ысыахами,
входила и очень серьезная часть:
конференции, семинары, встречи на высшем
уровне как в центре, в Москве, так и у нас.
В результате подписывались договоры и
соглашения о сотрудничестве и
взаимодействии в соответствии и с
позиций государственной политики
Республики Саха.
—
Если это возможно, изложите основную
суть, принципы или приоритеты
современной национальной политики РС(Я).
— В ближайшее время и на
перспективу основными задачами
национальной политики будут оставаться
сохранение стабильных межнациональных
отношений и гражданского мира в
Республике Саха и совершенствование
национально-государственных основ
федерализма в России. Важнейшей
составной частью государственной
национальной политики нашей республики
является и будет являться политика
государственной поддержки коренных
малочисленных народов Севера и
исчезающих этносов в решении проблем,
порожденных как историческим прошлым,
так и трудностями адаптации в условиях
рыночных преобразований.
Возрождение национальных
языков, культуры, обычаев и традиций —
главное в деятельности национально-культурных
объединений, которые отнюдь не
заключены в узкие национальные рамки и
не ограничены развитием только своей
культуры. Все они активно
взаимодействуют, обмениваются опытом и
знаниями. Несмотря на финансовые
трудности, деятельность национально-культурных
объединений расширяется, укрепляются их
связи с этнической родиной.
—
Кстати, насколько мне известно, именно
вам довелось участвовать в разработке и
написании проекта нового Соглашения
между республикой и Россией, точнее — «Договора
о разграничении предметов ведения и
полномочий между органами
государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти Республики Саха (Якутия)».
— Совершенно верно, это
была очень ответственная и сложная
работа. Дело в том, что с приходом нового
руководства страны прежние договоры
между федеральным центром и субъектами,
по сути, были аннулированы. Такую
позицию заняли некоторые федеральные
чиновники. Поэтому необходимо было
отредактировать Договор 1995 года — с
учетом сегодняшних реалий и интересов
республики. И при этом найти
взаимоприемлемые формы дальнейшего
сотрудничества республики с центром...
В конечном итоге важную
роль в диалоге с Москвой сыграла личная
встреча Вячеслава Штырова с Владимиром
Путиным, в результате которой на нашем
документе появилась виза Президента
России: «Согласен».
И 26 сентября 2002 г. Договор о
разграничении полномочий был подписан.
— Афанасий Васильевич,
вернемся к национальной политике.
Расскажите, пожалуйста, что уже сделано
и что планируется сделать в рамках
проведения Международного 10-летия
коренных народов мира.
—
В Якутске состоялось выездное
совместное расширенное заседание
Национального оргкомитета Российской
Федерации по подготовке к
Международному юбилею коренных народов
мира и Ассоциации коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока России. На заседании
были подняты проблемы малочисленных
народов нашего региона и намечены пути
решения. Одним из важных моментов в
процессе работы этого заседания было
подписание Соглашения между
Республикой Саха (Якутия) и Ассоциацией
коренных малочисленных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации.
По итогам работы заседания
готовится проект Постановления
Правительства РС(Я).
— Пока мы говорили с вами,
Афанасий Васильевич, о событиях
знаменательных и масштабных. Понятно,
что невозможно в одном материале
рассказать обо всем, что делается
месяцами и годами. И все-таки,
попытайтесь рассказать о повседневной
работе, хотя бы о некоторых направлениях
деятельности, адресованной
непосредственно к коренным
малочисленным народам или общинам,
проживающим на территории Якутии.
—
Учитывая, что традиционные отрасли
северного хозяйства являются основой
жизнедеятельности коренных народов,
сотрудники нашего департамента
оказывают практическую помощь по
поддержке хозяйственных структур и
методическую — при составлении уставов,
положений и других документов.
Принимали участие в
разработке проекта-распоряжения
Правительства РС(Я) «О
совершенствовании системы оплаты труда
работников оленеводства». Участвовали в
разработке проекта Закона РС(Я) «О
внесении изменений и дополнений в Закон
РС(Я) «О рыболовстве, рыбном хозяйстве и
охране водных биоресурсов».
Предложения департамента
в части прав и законных интересов
малочисленных народов Севера
представлены в Госсобрание (Ил Тумэн) РС(Я).
В этом году нами будут внесены на
рассмотрение парламента новая редакция
Закона «О перечне коренных
малочисленных народов Севера и мест
компактного проживания в РС (Я)», проекты
постановлений «О мерах государственной
поддержки социально-экономического и
культурного развития коренных
малочисленных народов Севера», «О
парламенте коренных малочисленных
народов Севера», «О родовой и
родоплеменной кочевой общине коренных
малочисленных народов Севера», «О
статусе национально-административного
территориального органа», «О суктуле
юкагирского народа» (новая редакция), «О
правовом статусе коренных
малочисленных народов Севера».
Не менее важным
направлением в нашей работе является
вопрос подготовки кадров для
арктических улусов и мест компактного
проживания малочисленных народов
Севера. Ежегодно Постановлением
Правительства РС(Я) выделяются целевые
места для абитуриентов, а реализация
этого процесса возложена на нас.
Проводится определенная
работа по вопросам сохранения языка,
культуры, традиций и обычаев коренных
малочисленных народов. Традиционными
стали презентации новых книг,
посвященных проблемам и жизни Севера и
Арктики, проводятся выставки мастеров
декоративно-прикладного искусства,
национальные праздники и фестивали.
В целях сохранения
культурного наследия коренных народов
Севера оказывается методическая помощь
и поддержка этнокультурным центрам,
творческому объединению «Геван» НВК «Саха».
Целенаправленно ведется
работа по организации летнего отдыха,
занятости и оздоровлению детей и
подростков... В общем, работы у нас
предостаточно — и повседневной, и
рутинной, и организационной, и
практической.
— Из того, что вы
рассказали, складывается более
конкретное представление о
деятельности, содержании работы вашего
ведомства. Афанасий Васильевич,
поскольку мы начинали разговор с
событий знаменательных и ярких, так
давайте завершим его теми, что нам еще
предстоит пережить.
— Впереди у нас —
Ассамблея народов Республики Саха (Якутия),
и подготовка к этому мероприятию идет
серьезная. К сентябрю планируем ввести в
эксплуатацию строящийся в настоящее
время Дом народов Севера, который станет
научным и культурным центром коренных
малочисленных народов Дальневосточного
федерального округа.
Вопросы задавала
Инна ФЕОКТИСТОВА.
|