Юкагиры
Большинство
исследователей видят в юкагирах
потомков древнейшего населения
Восточной Сибири, принявшего также
участие в формировании других
палеоазиатских народов.
Самоназвание —
одул, вадул.
Территория
проживания — среднее и нижнее течение
бассейна р. Колыма, междуречье рек
Колыма и Индигирка.
В основном проживают в Нижнеколымском и
Верхнеколымском улусах Республики Саха
(Якутия).
Численность (перепись
населения 1989 г.) в Российской Федерации
— 1112 чел.,в т.ч. в Республике Саха (Якутия)
— 697 чел.
Этническая
принадлежность — юкагирская группа.
Национальный
язык — юкагирский с диалектами
тундровых (Нижнеколымский улус) и
таежных (Верхнеколымский улус) юкагиров.
Широко применяется якутский, русский,
эвенский языки. Письменность появилась
в 1970-х годах на русской графической
основе.
Принадлежность к
языковой семье — уральская семья,
юкагирская группа.
Традиционная
культура — кочевые и полукочевые
охотники. В настоящее время оседлые.
Расселение в I—II тыс. в
Восточной Сибири тунгусских (эвенки и
эвены) и тюркских (якуты) народов привело
к сокращению этнической территории
юкагиров и их частичной ассимиляции. Ко
времени прихода русских в сер. XVII в.
юкагиры занимали территорию от
Индигирки до Анадыря, насчитывали 4,5—5
тыс. чел. и составляли несколько
племенных групп (родов). Включение в
состав России, притеснения казачьей
администрации (ясак, аманатство),
военные столкновения с якутами, эвенами,
коряками, чукчами, опустошительные
эпидемии оспы 1669 и 1690 гг. привели к
резкому сокращению численности
юкагиров. К концу XVII в. юкагиры
насчитывали 2535 человек, в первой
половине XVIII в. — 1400-1500 человек, в 1897 г. —
948 человек, в 1926-27 гг. — менее 400 человек.
Основные
традиционные занятия — полукочевая и
кочевая охота на дикого оленя (тундровые
юкагиры), лося, оленя и горного барана (таежные
юкагиры), у таежных юкагиров — также
озерное и речное рыболовство, у
тундровых — транспортное оленеводство.
Древними жилищами
юкагиров были полуземлянки-чандалы,
остовы которых сохранились к моменту
прихода русских, местами — до
настоящего времени. Позднее таежные
юкагиры жили в конических шалашах из
тонких бревен, крытых дерном, или в чумах
с корьевым или ровдужным покрытием. Были
известны также большие срубные юрты,
подобные якутским; в тундровых районах
— заимствованные у эвенов цилиндро-конические
чумы. Хозяйственными постройками
служили амбары и лабазы на столбах.
Большинство современных юкагиров живет
в срубных домах в поселках Андрюшкино (Нижнеколымский
улус) и Нелемное (Верхнеколымский улус).
Традиционная одежда
близка к эвенкийской и эвенской.
Основная одежда — распашной кафтан
длиной до колен, с полами,
завязывающимися тесемками, с внутренней
складкой на спине, летом — из ровдуги,
зимой — из оленьих шкур. К спинке
пришивали длинные «хвосты» из тюленьих
шкур: у мужчин — раздвоенные сзади, у
женщин — по бокам. Под кафтан надевали
нагрудник, короткие штаны, летом —
кожаные, зимой — меховые. Мужчины поверх
кафтана носили пояс с ножом и кисетом.
Зимой сверху носили длинный шарф из
беличьих хвостов. Была распространена
зимняя одежда из ровдуги,близкая по
покрою к чукотским камлейке и кухлянке.
Основная пища — мясо и
рыба (вареные, вяленые, мороженые). Мясо
заготавливали впрок — сушили и затем
коптили и растирали в порошок. Рыбу
хранили в виде юкалы, истолченной в
порошок-порсу, зимой ее варили с оленьей
кровью или сосновой заболонью (анил
кэрилэ), вареную рыбу толкли с ягодами и
жиром (кульибаха). Рыбьи потроха и икру
жарили, из икры пекли лепешки.
Употребляли также дикий лук, корни
сараны, ягоды, в отличие от якутов и
эвенов — грибы.
Семья большая, в основе
матрикальная, наследование
патрилинейное. С конца XIX в.
распространился институт калыма.
Большую роль играли обычаи, связанные с
огнем. Традиционные верования — культы
духов-хозяев, верховного небесного бога
Хойл (слившийся с христианским культом),
промысловых животных (особенно лося),
медвежий культ, культ огня, духов
предков. Были развиты представления о
делении вселенной на верхний, средний и
нижний миры, соединенные рекой, шаманизм.
Основные праздники — весенний (Шахадзибе),
свадьбы, удачная охота, военные походы и
т.п. До ХХ в. сохранялась
пиктографическая письменность на
бересте (тосы, шонгар-шорилэ). Основные
жанры фольклора — предания, рассказы и
сказки. Основной танец — круговой (лонгдол).
Современные юкагиры
занимаются пушным промыслом,
рыболовством, оленеводством. Появилась
интеллигенция. Созданы родовые общины —
традиционная хозяйственная структура. В
декабре 1992 г. создан Совет старейшин
юкагирского народа и Ассоциация
юкагиров РС(Я).
Валентина
АКИМОВА,
председатель Ассоциации
юкагиров РС(Я).
|