На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Юкагиры

Большинство исследователей видят в юкагирах потомков древнейшего населения Восточной Сибири, принявшего также участие в формировании других палеоазиатских народов.

Самоназвание — одул, вадул.

Территория проживания — среднее и нижнее течение бассейна р. Колыма, междуречье рек Колыма и Индигирка.
В основном проживают в Нижнеколымском и Верхнеколымском улусах Республики Саха (Якутия).

Численность (перепись населения 1989 г.) в Российской Федерации — 1112 чел.,в т.ч. в Республике Саха (Якутия) — 697 чел.

Этническая принадлежность — юкагирская группа.

Национальный язык — юкагирский с диалектами тундровых (Нижнеколымский улус) и таежных (Верхнеколымский улус) юкагиров. Широко применяется якутский, русский, эвенский языки. Письменность появилась в 1970-х годах на русской графической основе.

Принадлежность к языковой семье — уральская семья, юкагирская группа.

Традиционная культура — кочевые и полукочевые охотники. В настоящее время оседлые.

Расселение в I—II тыс. в Восточной Сибири тунгусских (эвенки и эвены) и тюркских (якуты) народов привело к сокращению этнической территории юкагиров и их частичной ассимиляции. Ко времени прихода русских в сер. XVII в. юкагиры занимали территорию от Индигирки до Анадыря, насчитывали 4,5—5 тыс. чел. и составляли несколько племенных групп (родов). Включение в состав России, притеснения казачьей администрации (ясак, аманатство), военные столкновения с якутами, эвенами, коряками, чукчами, опустошительные эпидемии оспы 1669 и 1690 гг. привели к резкому сокращению численности юкагиров. К концу XVII в. юкагиры насчитывали 2535 человек, в первой половине XVIII в. — 1400-1500 человек, в 1897 г. — 948 человек, в 1926-27 гг. — менее 400 человек.

Основные традиционные занятия — полукочевая и кочевая охота на дикого оленя (тундровые юкагиры), лося, оленя и горного барана (таежные юкагиры), у таежных юкагиров — также озерное и речное рыболовство, у тундровых — транспортное оленеводство.

Древними жилищами юкагиров были полуземлянки-чандалы, остовы которых сохранились к моменту прихода русских, местами — до настоящего времени. Позднее таежные юкагиры жили в конических шалашах из тонких бревен, крытых дерном, или в чумах с корьевым или ровдужным покрытием. Были известны также большие срубные юрты, подобные якутским; в тундровых районах — заимствованные у эвенов цилиндро-конические чумы. Хозяйственными постройками служили амбары и лабазы на столбах. Большинство современных юкагиров живет в срубных домах в поселках Андрюшкино (Нижнеколымский улус) и Нелемное (Верхнеколымский улус).

Традиционная одежда близка к эвенкийской и эвенской. Основная одежда — распашной кафтан длиной до колен, с полами, завязывающимися тесемками, с внутренней складкой на спине, летом — из ровдуги, зимой — из оленьих шкур. К спинке пришивали длинные «хвосты» из тюленьих шкур: у мужчин — раздвоенные сзади, у женщин — по бокам. Под кафтан надевали нагрудник, короткие штаны, летом — кожаные, зимой — меховые. Мужчины поверх кафтана носили пояс с ножом и кисетом. Зимой сверху носили длинный шарф из беличьих хвостов. Была распространена зимняя одежда из ровдуги,близкая по покрою к чукотским камлейке и кухлянке.

Основная пища — мясо и рыба (вареные, вяленые, мороженые). Мясо заготавливали впрок — сушили и затем коптили и растирали в порошок. Рыбу хранили в виде юкалы, истолченной в порошок-порсу, зимой ее варили с оленьей кровью или сосновой заболонью (анил кэрилэ), вареную рыбу толкли с ягодами и жиром (кульибаха). Рыбьи потроха и икру жарили, из икры пекли лепешки. Употребляли также дикий лук, корни сараны, ягоды, в отличие от якутов и эвенов — грибы.

Семья большая, в основе матрикальная, наследование патрилинейное. С конца XIX в. распространился институт калыма. Большую роль играли обычаи, связанные с огнем. Традиционные верования — культы духов-хозяев, верховного небесного бога Хойл (слившийся с христианским культом), промысловых животных (особенно лося), медвежий культ, культ огня, духов предков. Были развиты представления о делении вселенной на верхний, средний и нижний миры, соединенные рекой, шаманизм. Основные праздники — весенний (Шахадзибе), свадьбы, удачная охота, военные походы и т.п. До ХХ в. сохранялась пиктографическая письменность на бересте (тосы, шонгар-шорилэ). Основные жанры фольклора — предания, рассказы и сказки. Основной танец — круговой (лонгдол).

Современные юкагиры занимаются пушным промыслом, рыболовством, оленеводством. Появилась интеллигенция. Созданы родовые общины — традиционная хозяйственная структура. В декабре 1992 г. создан Совет старейшин юкагирского народа и Ассоциация юкагиров РС(Я).

Валентина АКИМОВА,
председатель Ассоциации
юкагиров РС(Я).

Hosted by uCoz