Алексей ТОМТОСОВ
Национальный вопрос
в системе геополитических координат глобализации:
региональный
аспект
Тенденции современного
развития мирового сообщества в начале XXI
века определяют вызовы глобализации.
Человечество все более рельефно и
масштабно разделяется на богатых и
бедных, охватывая континенты, регионы,
страны и народы по линии Север и Юг.
Утверждается однополярность в
конфигурации геополитики, основанная на
безальтернативной гегемонии США,
слабеют контуры национальной
идентичности государств, усиливаются
интеграционные процессы по признакам
цивилизационной ориентации,
экономического развития и религиозной
общности. По данным ООН, население Земли
разделено на категории богатых и бедных
в соотношении 20% на 80%, и разрыв в их
уровне жизни все более увеличивается.
Глобализация сопутствует благополучию
населения Севера, собранного под один «золотой
миллиард».
Процесс развития
глобализации по классификации
базируется на трех исходных позициях,
претендующих на родоначалие:
а. Глобализм просвещения —
от истоков европейского модерна через
прогресс к единому мировому
пространству;
б. Глобализм правящих элит
— мировой порядок консорциума
элитарного меньшинства, свободного от «национального
эгоизма»;
в. Глобализм однополярный
— мироустройство по американскому
сценарию.
При этом все эти
направления глобализации имеют ряд
общих черт и характеристик. Единой
остается базовое признание, что в
следующем столетии для
функционирования мировой экономики
будет достаточна экономическая и
социальная активность «золотого
миллиарда», т.е. 20% населения планеты.
Сегодня «золотой миллиард» располагает
84,7% мирового валового продукта, 84,2%
мировой торговли, 85,5% банковских
депозитов. Здесь производится 75%
электроэнергии, 75% металла, 70% мирового
экспорта сельхозпродукции.
Глобализация инициировала
мощный технический прогресс развития
высоких технологий, средств связей и
коммуникаций. Реальным инструментом
глобализации становится членство во
Всемирной торговой организации (ВТО) с
его строгими стандартами снижения
госпошлин и твердыми обязательствами
ограничения национального производства.
Это гарантирует известное
экономическое благоприятствование, но
создает серьезные проблемы сохранению
национальной специфики экономики
отдельных стран.
Политология
глобализма отрицает фундаментальные
принципы демократической власти и
национальные институты гражданского
общества.
Логика глобализации не
совместима с историческими понятиями
демократии, суверенитета и национальной
государственности. По сути, интимная
сторона глобализма заключена в
тенденции последовательного
отстранения от всех местных интересов,
норм и традиций.
Этика глобализма
отчуждает национальную элиту от
этических установок, своего
общественного и гражданского долга. «Сегодня
быть элитой и реализовать себя как элита
означает поставить себя в независимое
положение от национальных интересов и
национальных чаяний» (А.С.Панарин).
Ответ Европы на вызов
глобализации содержит целый комплекс
мероприятий континентального порядка:
образование Евросоюза со всеми
интеграционными атрибутами
гражданского сообщества и
межнационального объединения;
Европарламента; введение единой валюты (евро);
унификация и стандартизация налогового
законодательства и реформирование
налогообложения на потребление
природных ресурсов, использование
водного и воздушного пространства;
совершенствование таможенного и
миграционного контроля; гарантии
государственного суверенитета,
социальной стабильности и
экологической безопасности. При этом в
рамках Евросоюза заметно ослаблены
признаки национальной
государственности с усилением общих
обязательств, с тенденцией обособления
от англо-американской ориентации. Под
контролем Еврокомиссии сохраняется
государственная монополия на средства
связи, транспорта и энергетики, принцип
государственного регулирования в этих
отраслях экономики остается основным
инструментом социальной защиты.
Основанием планетарной
однополярности выступает могущество
современных Соединенных Штатов Америки
в связке с Великобританией и
крупнейшими ТНК американского
происхождения. «Сегодня Америка не
является ни сверхдержавой, ни гегемоном,
она является мировой империей, подобно
Римской или Британской», — утверждает The
New York Times. Идеологи американского
гегемонизма считают, что Вашингтону
вынужденно пришлось взять на себя
ответственность за мировой порядок.
Однополярный глобализм в
количественном отношении имеет больше
оппонентов, чем сторонников, но он более
эффективен, оперативен и изощрен. «Американская
глобальная система... широко полагается
на косвенное использование влияния на
зависимые иностранные элиты,
одновременно извлекая значительную
выгоду из привлекательности своих
демократических принципов и институтов,
... неосязаемым влиянием американского
господства в области глобальных
коммуникаций, народных развлечений и
массовой культуры», — так откровенно
повествует З.Бжезинский. Пресловутая
теория «американской исключительности»
в начале XXI века приобретает
практические контуры и выходит на
орбиту глобальной самореализации.
Международное право и
национальный суверенитет других стран и
народов становятся объектами
внутренней политики США. Америке присущ
здоровый прагматизм и рациональный
эгоизм. Во всем мире нарастают
антиамериканские умонастроения. В
борьбе с однополярным глобализмом США
историческую’ нишу «мирового
коммунизма» все шире занимает
радикальный «исламский антиамериканизм».
Известный американский политолог
Линдон Ларуш предрекает, что «США ждет
судьба Римской империи» эпохи упадка.
В условиях глобальной
интеграции экономики мирового
сообщества качественно меняются
концепции, программы социальной
политики, совершенствуются структуры
бизнеса, банковского и торгового
капитала, ориентированные на
трансконтинентальное и межрегиональное
сотрудничество, на снижение различий в
уровнях социально-экономического
развития и гармонизацию гуманитарных
отношений.
Современный мир в целом и в
отдельности реагирует на вызовы
глобализации. На линии противоборства
богатый Север и бедный Юг выстроились
глобализаторы и глобализируемые, боевым
ядром последних становится движение
антиглобалистов.
В колоннах борцов с
глобализацией сплачиваются белые,
желтые, черные по цвету кожи, «красные,
коричневые, зеленые» по политическим
убеждениям, даже «голубые и розовые».
Под своими лозунгами к их рядам
примыкают троцкисты, анархисты и
радикалы религиозного и
националистического толка. Символом
движения стихийных антиглобалистов на
данном этапе признается лидер
мексиканских повстанцев-сапатистов в
начале 90-х годов субкоманданте «Карлос
Маркос», автор книги «Семь деталей
мировой головоломки» (1997), своеобразного
манифеста антиглобализма. Отдельные
политологи антиглобализма
просматривают здесь некоторую
историческую аналогию с
коммунистическим манифестом Карла
Маркса. Субкоманданте «Маркос» не
сторонник классовой борьбы, он идеолог
корпоративного сопротивления, без
организационных структур.
Тень
глобализации, насаждая свои правила
и порядки, игнорируя региональные и
национальные особенности
постсоветского образа мышления и
бытия, нависает над Россией и ее
регионами. Отсутствие готовности
амортизировать ее разрушительные
свойства, незнание своих задач и
возможностей выживания в
экстремальных условиях будут иметь
губительные последствия.
|
Штабы международного
капитала — ВТО, МВФ, ВБ — были первыми
объектами атак антиглобалистов в Сиэтле
(1999) во время сессии ВТО. Тогда
организаторами протестных акций были
представители НПО и интеллектуалы, даже
адвокаты. Они обрушили свой гнев на ТНК
— детище международного капитала,
которые «малоподконтрольны
национальным властям и демократическим
институтам, уходят от налогов и просто «кидают»
местных налогоплательщиков многих
стран». В Праге (2000) выступления
антиглобалистов сопровождались
чудовищными погромами. Здесь уже
верховодили троцкисты и анархисты,
радикалы левых и правых с лозунгами
социальной революции. В Дурбане (ЮАР, 2001)
протестовало более 20 тысяч
антиглобалистов, представляющих НПО 120
стран мира. В январе 2003 г. в Порту-Аллегре
(Бразилия) прошел 3-й Всемирный
социальный форум с участием более 30
тысяч человек — антиглобалистов из 157
стран. Он явился альтернативой 33-му
Всемирному экономическому форуму (Давос,
2003), который под давлением своего
антипода одобрил инициативу «Глобальное
управление», направленную на поиск
стратегии и путей борьбы с бедностью,
голодом и безграмотностью до 2015 года. В
рядах движения антиглобалистов идет
позиционная борьба двух течений:
реформаторского и революционного. Исход
этой борьбы определит многое в
тенденциях мирового развития. Товарным
знаком антиглобалистов, изображенным на
майках и плакатах участников массовых
выступлений, становится лик
латиноамериканского революционера Че
Гевары.
Народы Российского
государства не входят в число
пресловутого «золотого миллиарда», хотя
страна по формальным признакам является
членом «восьмерки» наиболее развитых
стран и находится на стыке глобального
раздела Север и Юг, западной и восточной
цивилизаций. Ответ России на вызовы
глобализации требует присутствия
собственной глобальной логики и
державной ответственности. Известный
идеолог американского гегемонизма и
архитектор проекта геоструктуры XXI века
З.Бжезинский называет Россию «черной
дырой» современной геополитической
карты мира. А «пророк» своего Отечества
М.Горбачев призывает «глобальный
мозговой трест» под эгидой его фонда со
штаб-квартирой в Сан-Франциско указать
путь к «новой цивилизации» XXI века.
В январе 2003 года прошел
Московский юридический форум «Глобализация,
государство, право, XXI век» с участием
видных российских ученых — правоведов,
политиков и экономистов. Сделан очень
важный вывод, что «глобализацию опасно
игнорировать и это связано с
негативными последствиями для будущего».
При этом рассматривались различные
аспекты глобализации: правовые,
финансовые, экономические,
технологические и криминальные. В части
криминальной отмечались особые приметы
российской национальной преступности.
Признано, что «Россия должна включиться
в процесс международного регулирования
этих вопросов».
Скептики утверждают об
отходе России на периферию глобальных
экономических процессов по показателям
ВВП (менее 1% от мирового). Россия при этом
владеет 25% мировых запасов полезных
ископаемых, 25% леса, 20% пресной воды и
многими другими природными ресурсами. В
то же время Китай все больше привлекает
экономический интерес современной
геополитики, активно проявляя здоровый
прагматизм, как с тревогой отмечали
российские эксперты, присутствовавшие
на Давосском форуме — 2003.
«Россия столкнулась ... с
новой угрожающей геополитической
ситуацией также и на Дальнем Востоке.
Экономическая мощь Китая в совокупности
с динамической энергией 1,2 миллиардного
населения существенно меняют
историческое уравнение между двумя
странами с учетом незаселенных
территорий Сибири, почти призывающих
китайское освоение», — утверждает З.Бжезинский.
И далее рассуждает: «... только
непригодные для жизни и недосягаемые
северные просторы, почти постоянно
скованные льдом и покрытые снегом,
представляются безопасными в
геополитическом плане».
Относительно состояния и
перспектив российско-американского «зрелого
стратегического партнерства» З.Бжезинский
безаппеляционно отрубает:
«Америка никогда не
намеревалась делить власть на земном
шаре с Россией».
Российские эксперты по
глобализации придерживаются
неоднозначной позиции. Они в
большинстве отвергают доморощенных «чикагских
мальчиков в розовых штанишках» (Чубайс,
Гайдар) и плохо воспринимают «новых
реформаторов» (Греф). «Теперь уже многим
становится очевидной провальная
сущность идеи глобализации мировой
экономической системы, — заключает
академик — секретарь отделения
экономики РАН Д.Львов. — Но главный
вопрос, который еще требует своего
разрешения, состоит в раскрытии
содержательной сути третьего пути».
Россия находится на стыке
линии противостояния, но современный
российский Север по всем параметрам
социальных и экономических проблем
вопреки природной логике близок к
бедному Югу. Этот парадокс имеет
известное прошлое и выступает в новом
качестве в начале XXI века.
Мировой опыт региональных
особенностей рыночной экономики на
территориях зарубежного Севера
убеждает, что традиционные отрасли
хозяйствования коренных народов (оленеводство
и охотничий промысел) не входят в сферу
товарного производства и рынка, не
являются основой экономики современной
жизнедеятельности, а остаются
преимущественно только атрибутами
национальной самобытности. Практика
освоения зарубежного и советского
Севера наработала и формирует новые
подходы и принципы решения
национального вопроса коренных народов
Севера России в начале XXI века, которые
должны обеспечить им сохранение и
прогресс самобытного развития,
интеграцию в современные институты
гражданского общества и социально
экономические структуры. Создание
заповедных природных парков и строгая
регламентация практики
природопользования являются частью
этой целенаправленной политики.
Касательный вызов
глобализации Северо-Востоку России в
целом и Республики Саха (Якутия) в
отдельности требует активной
мыслительной работы и комплекса
ответных действий по принципу: мыслить
глобально, а действовать регионально.
Основные принципы и цели
глобализации вступают в прямое
противоречие с экономическими и
социальными реалиями Севера, 90%
территории которого существует на
государственные дотации и 50% населения
пользуется значительными социальными
льготами в форме различных выплат и
пособий. Многозатратными и
непривлекательными для инвестиций
остаются дорожное строительство и
транспортное обеспечение — узловые
вопросы экономического и социального
развития региона.
Доминантой политического
выбора представляется предоставление
арктическим территориям Северо-Востока
статуса земель федерального значения и
прямого подчинения с применением особых
правовых и нормативных актов охраны и
жизнеобеспечения этих территорий.
В условиях Республики Саха
(Якутия) отрасли регионального
сельскохозяйственного производства —
животноводство и земледелие
функционируют в режиме постоянно
повышенного риска, характеризуются
высокой затратностью и, соответственно,
себестоимостью, низкой рентабельностью.
В аналогичной ситуации находятся
отрасли переработки продовольственного
сырья и местной промышленности. При этом
характерно отставание наукоемкости и
высокой технологичности организации
северного производства. Наблюдается
снижение темпов и масштабов обновления
основных фондов производственного
назначения в промышленности, транспорте
и энергетике сельских районов, где
преимущественно занято и проживает
более 70% якутского населения Республики.
Тень глобализации,
насаждая свои правила и порядки,
игнорируя региональные и национальные
особенности постсоветского образа
мышления и бытия, нависает над Россией и
ее регионами. Отсутствие готовности
амортизировать ее разрушительные
свойства, незнание своих задач и
возможностей выживания в экстремальных
условиях будут иметь губительные
последствия.
В этом ряду наших проблем
наиболее близкими представляются
надвигающиеся заботы в связи с
неизбежным вступлением России в ВТО, где
главенствуют требования снижения
импортных пошлин и ограничения
государственных субсидий поддержки
национального сельхозпроизводства. В
России полное подчинение этим правилам
ВТО смерти подобно для наших
производителей сельхозпродукции. И что
за этим стоит, не нужно даже
комментировать.
Интеграционные процессы
глобализации размывают признаки
национальной государственности и
отчуждают национальную элиту бизнеса и
политики от традиционных обязательств.
Глобализация — это процесс,
направляемый рыночной конъюнктурой, а
не векторами государственной политики.
В этом контексте российская концепция
национальной политики требует
серьезной модернизации планирования и
реализации на федеральном и
региональной уровнях.
На федеральном уровне идет
поиск путей стратегии и реализации
национальной государственной политики.
Они требуют глубокого анализа и
объективных проработок по многим
направлениям, с учетом современной
социально-экономической ситуации и
новых тенденций общественно-политического
развития на внутреннем пространстве и
международной арене (Ю.М.Лужков, Е.М.Примаков).
Региональный аспект
выступает более конкретным и сложным по
разработке и формированию. Здесь разные
составляющие, и факторы влияния
различные. Сельские районы не вовлечены
в современные технологические и
информационные процессы, прежде и
сейчас, не находятся в центре внимания
мер противостояния вызовам
глобализации и постиндустриального
внутреннего развития. В России это
приобретает актуальное значение по
социальным и демографическим
измерениям и становится чертой
национального характера.
В России всегда к деревне
было некое заклятое отношение и этому
нас учили десятилетиями в XX веке. В
сюжетах А.Чехова «В овраге», «Мужики», И.Бунина
«Деревня», М.Горького «Дело Артамоновых»
последовательно утверждается неприятие
деревни и ее социального уклада. Троцкий
и Сталин возродили крепостное рабство в
колхозном строе. Человеческие ресурсы
российской деревни были рабсилой
индустриализации и восстановления
народного хозяйства после Великой
Отечественной войны. Были даже
академические направления в
экономической науке о
бесперспективности деревенской общины
и крестьянства (Т.Заславская). Деревня
пошла в город за колбасой и иным
ширпотребом, а потом стала стекаться
туда в поисках лучшей доли жизни.
Разработка и реализация
федеральной целевой программы
социально-культурного развития
сельских территорий в рамках отдельных
федеральных округов станет конкретным
выражением внимания к судьбе ядра
русского народа Российской Федерации.
Модели и программы из мировой практики
подсказывают подобный путь.
В Республике Саха (Якутия)
проблема социально-культурного
развития традиционного хозяйствования
коренных народов Севера требует новых
подходов и нестандартных решений.
Имеется ряд вариантов выбора и решения,
с учетом опыта освоения зарубежного
Севера и советской практики развития
северных территорий и народов. Здесь
возможны весьма радикальные, но
реальные меры.
Проблемы национального
развития коренного народа в условиях
сельской местности, где проживает до 70%
этнических саха, представляющих ядро
национальной самобытности, имеет более
социальный характер, однако сохраняет
устойчивый национальный аспект.
Низкое качество занятости,
отсутствие современных дорог, износ
местных энергосетей и
электрооборудования, плохое состояние
жилья и благоустройства, отставание
уровня бытового обслуживания и услуг
создают предпосылки обострения
социально-экономической ситуации в 15—20
районах сельского пояса республики.
В этой новой обстановке
требуются радикальное реформирование и
коренная реконструкция всей системы
государственной социально-экономической
политики и практики на селе, с учетом
современных тенденций мирового
развития.
Алексей Александрович
Томтосов, кандидат исторических
наук, заместитель директора Института
этносоциальных проблем мегаполиса. |