Народы, национально-культурные
объединения
и Ассамблея народов Республики
Саха (Якутия)
До XVII в. на территории
современной Якутии проживали уже
сформировавшиеся этнические общности
якутов, чукчей, юкагиров, чуванцев,
эвенков, эвенов, в культуре которых
переплетались тюркские, монгольские,
тунгусо-маньчжурские и другие
компоненты. Каждый из этих народов,
обладая особенностями этногенеза и
этнической истории, имел определенный
ареал расселения, специфический
хозяйственно-культурный комплекс, язык,
верования. Между этими народами имелись
тесные этногенетические и
этнокультурные контакты, исторические
корни взаимосвязей между ними уходили в
глубокую древность и связаны, прежде
всего, с общностью исторического опыта
по хозяйственно-культурному освоению
Севера.
В XVII в. Якутия вошла в
состав Российского государства.
Огромная территория была включена в
состав могущественного
многонационального государства,
установлены качественно новые
экономические, социальные и культурные
связи.
В результате
хозяйственной колонизации и ссылки, уже
по данным переписи 1897 г., население
Якутской области принадлежало (по
родному языку) к 46 народностям.
Социально-экономические
преобразования, создание новых
промышленных и транспортных отраслей в
годы советской власти повлекли за собой
существенные изменения в национальном
составе населения Якутии. Если до
середины XX века якутский этнос был
преобладающим по численности, то по
переписи 1989 года этническая панорама
республики была представлена 116
национальностями. Доминирующим народом
Якутии, в силу своего численного
превосходства, в этот период оставались
русские. Подавляющее большинство
инонационального населения Якутии (90,5 %)
составляли представители
восточнославянских этносов: русские,
украинцы, белорусы. Менее значительную
по численности группу образовывали
представители народов Поволжья — 4,3 %:
татары, башкиры, чуваши, мордва и марийцы.
На третьем месте находились народы
Сибири — 1,3 %, среди которых наиболее
многочисленными были буряты.
Разнообразными по этническому составу
были представители народов Кавказа,
Дагестана, Средней Азии и Казахстана.
Распад СССР, экономическая
и государственная трансформация России,
образование суверенных государств и
республик, нерентабельность и закрытие
ряда промышленных предприятий привели к
существенному изменению национального
состава населения Якутии, оттоку
пришлого и увеличению доли коренного
населения. На сегодняшний день
доминирующими национальными группами в
Республике Саха (Якутия) являются
русские, саха, украинцы, татары, буряты и
др.
В дореволюционный период
социально-экономическое, культурное
обособление народов, оформленное
юридически, тормозило объединение людей
разных национальностей. В годы
Советской власти это объединение
произошло под лозунгом построения
коммунистического будущего. Возникла
новая общность — советский народ,
выступающая как «качественно новая
социальная и интернациональная
общность, спаянная единством
экономических интересов, идеологии и
политических целей». Главным в
менталитете советского человека были
коллективизм, преобладание понятия «мы»
над индивидуальным «я». Государство
регламентировало все сферы
жизнедеятельности, официальная
идеология наполняла и неполитические, в
том числе и национально-традиционные,
структуры.
В 90-е годы XX в. происходит
становление нового общественного
сознания. В суверенных республиках в
этом становлении преобладает процесс
национальной самоидентификации,
консолидации на базе этнических
общностей. На данном этапе процесс
некоторого этнического обособления был
оправдан и закономерен.
I Ассамблея народов
Республики Саха (Якутия) состоялась в
апреле 1994 г. Целью ее проведения стало
укрепление гражданского мира и согласия,
превращение его в прочный фундамент, на
котором будет развиваться и укрепляться
в составе великой России обновленная
Республика Саха (Якутия). I Ассамблея
народов Якутии приняла ряд итоговых
документов, в том числе Обращение к
народам республики, в котором
содержался призыв к укреплению
межнационального единства и дружбы,
проявлению взаимного уважения и
понимания.
Последующие годы показали,
что проведение подобных Ассамблей
возможно не только для консолидации
многонационального народа республики,
но и как механизм взаимодействия,
диалога в системе «власть и общество».
II Ассамблея народов РС(Я)
состоялась 25 апреля 1997 года. В работе II
Ассамблеи приняли участие
представители уже не от 10 национально-культурных
объединений, как на I Ассамблее народов
РС(Я), а около 30 национально-культурных
формирований граждан.384 делегата
представляли 73 национальности из всех
улусов и городов республики. Основным
итоговым документом II Ассамблеи явилось
Соглашение «Об общественном согласии и
гражданском единении в Республике Саха (Якутия)».
II Ассамблея народов Якутии приняла
решение о создании общественного
движения «Ассамблея народов РС(Я)»,
главной целью которого является
консолидация и укрепление единства
многонационального населения
республики в условиях строительства
демократического гражданского общества.
Сегодня Ассамблея
является одним из ключевых институтов
народовластия с потенциальными
возможностями общественного управления,
основанного на идущей снизу инициативе.
Созданы десять отделений Совета
Ассамблеи народов РС(Я) в улусах
республики: Мирнинском, Намском,
Хангаласском, Горном, Усть-Майском,
Ленском, Алданском, Вилюйском, Усть-Янском,
в городе Нерюнгри.
По своему юридическому
статусу «Ассамблея народов Республики
Саха (Якутия)» является самостоятельным
массовым общественным движением,
объединяющим на добровольной основе
различные общественные объединения, в
том числе национально-культурные, а
также граждан всех национальностей,
проживающих на территории республики,
иных граждан, заинтересованных в
достижении уставных целей движения.
Основными принципами деятельности
движения являются:
— добровольность участия
в деятельности Ассамблеи;
— равноправие участников
вне зависимости от национальной
принадлежности;
— самоуправление в
организации деятельности Ассамблеи;
— уважение национального
достоинства и вероисповедания всех
народов, проживающих на территории РФ,
законности своей деятельности.
На территории нашей
республики действуют 43 национально-культурных
объединения, деятельность которых
направлена на решение проблем
социального характера, вопросов духовно-культурного
возрождения этносов. Это Конгресс
народа саха, русская, украинская,
белорусская, татаро-башкирская,
таджикская, чечено-ингушская, бурятская,
армянская, корейская, казахская,
киргизская, польская, еврейская, финская,
литовская, тувинская общины. Ассоциация
коренных малочисленных народов Севера и
другие. Действуют два Центра
национальных культур: этнокультурный
центр в г. Удачный и Национальная
гостиная в г.Якутске — при
Республиканском Центре культуры и
искусства им. А. Кулаковского.
Возрождение национальных
языков, культуры, обычаев и традиций —
главное в деятельности национально-культурных
объединений. Однако, они не заключены в
узкие национальные рамки, не ограничены
развитием только своей культуры. Между
ними происходит активное
взаимодействие, обмен опытом, знаниями.
Несмотря на финансовые трудности,
деятельность национально-культурных
объединений расширяется, укрепляются их
связи с этнической родиной.
Все народы республики
переживают сейчас сложный процесс
консолидации во имя возрождения и
дальнейшего развития. Активизировано
массовое сознание как коренных, так и
пришлых этносов, наблюдается их возврат
к некоторым традиционным формам
культуры, хозяйствования, управления,
пересмотр ценностных ориентаций. В то же
время современные урбанизация,
социальные и демографические факторы
способствуют унификации в материальной
и духовной сферах культуры всех народов.
Эти факторы в дальнейшем будут играть
существенную роль в становлении
национального единства, в изменении
менталитета народов Республики Саха.
Сегодня менталитет
коренных и укоренившихся народов Якутии
базируется на осознании специфичности
условий проживания на Севере. Единый
историко-географический фон, на котором
в течение длительного времени
развиваются культурные взаимосвязи,
привносит в мироощущение населения
региона чувство определенного сходства
политического, экономического и
бытового укладов. К этому можно добавить
и давние генеалогические связи.
Необходимым условием
консолидации общества, закреплением в
менталитете людей того, что они могут
выступать как единый народ, видится
действительность, где общенациональная
принадлежность (россияне, якутяне) и
этническая идентичность сосуществовали
бы не разрушая одна другую. Само
существование народа невозможно без
сознательного соотнесения, причисления
индивидом себя к данной общности.
Многонациональный народ сплачивается,
функционирует не только на основе общей
жизнедеятельности в рамках
государственного образования, но и на
основе определенных духовных факторов,
традиций, интересов, устремлений.
Главным условием для
продвижения по пути к реальной
консолидации всех этносов республики
является сокращение конфликтогенных
факторов, прежде всего стабилизация в
экономической и политической сферах.
Поэтому объединение всех слоев
многонационального народа Якутии
реально должно происходить вокруг
программы повышения жизненного уровня
людей, через достижение относительного
единства всех основных политических сил.
|