На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Народы, национально-культурные
объединения
и Ассамблея народов Республики
Саха (Якутия)

До XVII в. на территории современной Якутии проживали уже сформировавшиеся этнические общности якутов, чукчей, юкагиров, чуванцев, эвенков, эвенов, в культуре которых переплетались тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские и другие компоненты. Каждый из этих народов, обладая особенностями этногенеза и этнической истории, имел определенный ареал расселения, специфический хозяйственно-культурный комплекс, язык, верования. Между этими народами имелись тесные этногенетические и этнокультурные контакты, исторические корни взаимосвязей между ними уходили в глубокую древность и связаны, прежде всего, с общностью исторического опыта по хозяйственно-культурному освоению Севера.

В XVII в. Якутия вошла в состав Российского государства. Огромная территория была включена в состав могущественного многонационального государства, установлены качественно новые экономические, социальные и культурные связи.

В результате хозяйственной колонизации и ссылки, уже по данным переписи 1897 г., население Якутской области принадлежало (по родному языку) к 46 народностям.

Социально-экономические преобразования, создание новых промышленных и транспортных отраслей в годы советской власти повлекли за собой существенные изменения в национальном составе населения Якутии. Если до середины XX века якутский этнос был преобладающим по численности, то по переписи 1989 года этническая панорама республики была представлена 116 национальностями. Доминирующим народом Якутии, в силу своего численного превосходства, в этот период оставались русские. Подавляющее большинство инонационального населения Якутии (90,5 %) составляли представители восточнославянских этносов: русские, украинцы, белорусы. Менее значительную по численности группу образовывали представители народов Поволжья — 4,3 %: татары, башкиры, чуваши, мордва и марийцы. На третьем месте находились народы Сибири — 1,3 %, среди которых наиболее многочисленными были буряты. Разнообразными по этническому составу были представители народов Кавказа, Дагестана, Средней Азии и Казахстана.

Распад СССР, экономическая и государственная трансформация России, образование суверенных государств и республик, нерентабельность и закрытие ряда промышленных предприятий привели к существенному изменению национального состава населения Якутии, оттоку пришлого и увеличению доли коренного населения. На сегодняшний день доминирующими национальными группами в Республике Саха (Якутия) являются русские, саха, украинцы, татары, буряты и др.

В дореволюционный период социально-экономическое, культурное обособление народов, оформленное юридически, тормозило объединение людей разных национальностей. В годы Советской власти это объединение произошло под лозунгом построения коммунистического будущего. Возникла новая общность — советский народ, выступающая как «качественно новая социальная и интернациональная общность, спаянная единством экономических интересов, идеологии и политических целей». Главным в менталитете советского человека были коллективизм, преобладание понятия «мы» над индивидуальным «я». Государство регламентировало все сферы жизнедеятельности, официальная идеология наполняла и неполитические, в том числе и национально-традиционные, структуры.

В 90-е годы XX в. происходит становление нового общественного сознания. В суверенных республиках в этом становлении преобладает процесс национальной самоидентификации, консолидации на базе этнических общностей. На данном этапе процесс некоторого этнического обособления был оправдан и закономерен.

I Ассамблея народов Республики Саха (Якутия) состоялась в апреле 1994 г. Целью ее проведения стало укрепление гражданского мира и согласия, превращение его в прочный фундамент, на котором будет развиваться и укрепляться в составе великой России обновленная Республика Саха (Якутия). I Ассамблея народов Якутии приняла ряд итоговых документов, в том числе Обращение к народам республики, в котором содержался призыв к укреплению межнационального единства и дружбы, проявлению взаимного уважения и понимания.

Последующие годы показали, что проведение подобных Ассамблей возможно не только для консолидации многонационального народа республики, но и как механизм взаимодействия, диалога в системе «власть и общество».

II Ассамблея народов РС(Я) состоялась 25 апреля 1997 года. В работе II Ассамблеи приняли участие представители уже не от 10 национально-культурных объединений, как на I Ассамблее народов РС(Я), а около 30 национально-культурных формирований граждан.384 делегата представляли 73 национальности из всех улусов и городов республики. Основным итоговым документом II Ассамблеи явилось Соглашение «Об общественном согласии и гражданском единении в Республике Саха (Якутия)». II Ассамблея народов Якутии приняла решение о создании общественного движения «Ассамблея народов РС(Я)», главной целью которого является консолидация и укрепление единства многонационального населения республики в условиях строительства демократического гражданского общества.

Сегодня Ассамблея является одним из ключевых институтов народовластия с потенциальными возможностями общественного управления, основанного на идущей снизу инициативе. Созданы десять отделений Совета Ассамблеи народов РС(Я) в улусах республики: Мирнинском, Намском, Хангаласском, Горном, Усть-Майском, Ленском, Алданском, Вилюйском, Усть-Янском, в городе Нерюнгри.

По своему юридическому статусу «Ассамблея народов Республики Саха (Якутия)» является самостоятельным массовым общественным движением, объединяющим на добровольной основе различные общественные объединения, в том числе национально-культурные, а также граждан всех национальностей, проживающих на территории республики, иных граждан, заинтересованных в достижении уставных целей движения. Основными принципами деятельности движения являются:

— добровольность участия в деятельности Ассамблеи;

— равноправие участников вне зависимости от национальной принадлежности;

— самоуправление в организации деятельности Ассамблеи;

— уважение национального достоинства и вероисповедания всех народов, проживающих на территории РФ, законности своей деятельности.

На территории нашей республики действуют 43 национально-культурных объединения, деятельность которых направлена на решение проблем социального характера, вопросов духовно-культурного возрождения этносов. Это Конгресс народа саха, русская, украинская, белорусская, татаро-башкирская, таджикская, чечено-ингушская, бурятская, армянская, корейская, казахская, киргизская, польская, еврейская, финская, литовская, тувинская общины. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера и другие. Действуют два Центра национальных культур: этнокультурный центр в г. Удачный и Национальная гостиная в г.Якутске — при Республиканском Центре культуры и искусства им. А. Кулаковского.

Возрождение национальных языков, культуры, обычаев и традиций — главное в деятельности национально-культурных объединений. Однако, они не заключены в узкие национальные рамки, не ограничены развитием только своей культуры. Между ними происходит активное взаимодействие, обмен опытом, знаниями. Несмотря на финансовые трудности, деятельность национально-культурных объединений расширяется, укрепляются их связи с этнической родиной.

Все народы республики переживают сейчас сложный процесс консолидации во имя возрождения и дальнейшего развития. Активизировано массовое сознание как коренных, так и пришлых этносов, наблюдается их возврат к некоторым традиционным формам культуры, хозяйствования, управления, пересмотр ценностных ориентаций. В то же время современные урбанизация, социальные и демографические факторы способствуют унификации в материальной и духовной сферах культуры всех народов. Эти факторы в дальнейшем будут играть существенную роль в становлении национального единства, в изменении менталитета народов Республики Саха.

Сегодня менталитет коренных и укоренившихся народов Якутии базируется на осознании специфичности условий проживания на Севере. Единый историко-географический фон, на котором в течение длительного времени развиваются культурные взаимосвязи, привносит в мироощущение населения региона чувство определенного сходства политического, экономического и бытового укладов. К этому можно добавить и давние генеалогические связи.

Необходимым условием консолидации общества, закреплением в менталитете людей того, что они могут выступать как единый народ, видится действительность, где общенациональная принадлежность (россияне, якутяне) и этническая идентичность сосуществовали бы не разрушая одна другую. Само существование народа невозможно без сознательного соотнесения, причисления индивидом себя к данной общности. Многонациональный народ сплачивается, функционирует не только на основе общей жизнедеятельности в рамках государственного образования, но и на основе определенных духовных факторов, традиций, интересов, устремлений.

Главным условием для продвижения по пути к реальной консолидации всех этносов республики является сокращение конфликтогенных факторов, прежде всего стабилизация в экономической и политической сферах. Поэтому объединение всех слоев многонационального народа Якутии реально должно происходить вокруг программы повышения жизненного уровня людей, через достижение относительного единства всех основных политических сил.

Яндекс.Реклама
Советуем фото дизайна балкона "под ключ".. старая сауна в Беларуси
Hosted by uCoz