На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Народы, национально-культурные
объединения
и Ассамблея народов Республики
Саха (Якутия)

До XVII в. на территории современной Якутии проживали уже сформировавшиеся этнические общности якутов, чукчей, юкагиров, чуванцев, эвенков, эвенов, в культуре которых переплетались тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские и другие компоненты. Каждый из этих народов, обладая особенностями этногенеза и этнической истории, имел определенный ареал расселения, специфический хозяйственно-культурный комплекс, язык, верования. Между этими народами имелись тесные этногенетические и этнокультурные контакты, исторические корни взаимосвязей между ними уходили в глубокую древность и связаны, прежде всего, с общностью исторического опыта по хозяйственно-культурному освоению Севера.

В XVII в. Якутия вошла в состав Российского государства. Огромная территория была включена в состав могущественного многонационального государства, установлены качественно новые экономические, социальные и культурные связи.

В результате хозяйственной колонизации и ссылки, уже по данным переписи 1897 г., население Якутской области принадлежало (по родному языку) к 46 народностям.

Социально-экономические преобразования, создание новых промышленных и транспортных отраслей в годы советской власти повлекли за собой существенные изменения в национальном составе населения Якутии. Если до середины XX века якутский этнос был преобладающим по численности, то по переписи 1989 года этническая панорама республики была представлена 116 национальностями. Доминирующим народом Якутии, в силу своего численного превосходства, в этот период оставались русские. Подавляющее большинство инонационального населения Якутии (90,5 %) составляли представители восточнославянских этносов: русские, украинцы, белорусы. Менее значительную по численности группу образовывали представители народов Поволжья — 4,3 %: татары, башкиры, чуваши, мордва и марийцы. На третьем месте находились народы Сибири — 1,3 %, среди которых наиболее многочисленными были буряты. Разнообразными по этническому составу были представители народов Кавказа, Дагестана, Средней Азии и Казахстана.

Распад СССР, экономическая и государственная трансформация России, образование суверенных государств и республик, нерентабельность и закрытие ряда промышленных предприятий привели к существенному изменению национального состава населения Якутии, оттоку пришлого и увеличению доли коренного населения. На сегодняшний день доминирующими национальными группами в Республике Саха (Якутия) являются русские, саха, украинцы, татары, буряты и др.

В дореволюционный период социально-экономическое, культурное обособление народов, оформленное юридически, тормозило объединение людей разных национальностей. В годы Советской власти это объединение произошло под лозунгом построения коммунистического будущего. Возникла новая общность — советский народ, выступающая как «качественно новая социальная и интернациональная общность, спаянная единством экономических интересов, идеологии и политических целей». Главным в менталитете советского человека были коллективизм, преобладание понятия «мы» над индивидуальным «я». Государство регламентировало все сферы жизнедеятельности, официальная идеология наполняла и неполитические, в том числе и национально-традиционные, структуры.

В 90-е годы XX в. происходит становление нового общественного сознания. В суверенных республиках в этом становлении преобладает процесс национальной самоидентификации, консолидации на базе этнических общностей. На данном этапе процесс некоторого этнического обособления был оправдан и закономерен.

I Ассамблея народов Республики Саха (Якутия) состоялась в апреле 1994 г. Целью ее проведения стало укрепление гражданского мира и согласия, превращение его в прочный фундамент, на котором будет развиваться и укрепляться в составе великой России обновленная Республика Саха (Якутия). I Ассамблея народов Якутии приняла ряд итоговых документов, в том числе Обращение к народам республики, в котором содержался призыв к укреплению межнационального единства и дружбы, проявлению взаимного уважения и понимания.

Последующие годы показали, что проведение подобных Ассамблей возможно не только для консолидации многонационального народа республики, но и как механизм взаимодействия, диалога в системе «власть и общество».

II Ассамблея народов РС(Я) состоялась 25 апреля 1997 года. В работе II Ассамблеи приняли участие представители уже не от 10 национально-культурных объединений, как на I Ассамблее народов РС(Я), а около 30 национально-культурных формирований граждан.384 делегата представляли 73 национальности из всех улусов и городов республики. Основным итоговым документом II Ассамблеи явилось Соглашение «Об общественном согласии и гражданском единении в Республике Саха (Якутия)». II Ассамблея народов Якутии приняла решение о создании общественного движения «Ассамблея народов РС(Я)», главной целью которого является консолидация и укрепление единства многонационального населения республики в условиях строительства демократического гражданского общества.

Сегодня Ассамблея является одним из ключевых институтов народовластия с потенциальными возможностями общественного управления, основанного на идущей снизу инициативе. Созданы десять отделений Совета Ассамблеи народов РС(Я) в улусах республики: Мирнинском, Намском, Хангаласском, Горном, Усть-Майском, Ленском, Алданском, Вилюйском, Усть-Янском, в городе Нерюнгри.

По своему юридическому статусу «Ассамблея народов Республики Саха (Якутия)» является самостоятельным массовым общественным движением, объединяющим на добровольной основе различные общественные объединения, в том числе национально-культурные, а также граждан всех национальностей, проживающих на территории республики, иных граждан, заинтересованных в достижении уставных целей движения. Основными принципами деятельности движения являются:

— добровольность участия в деятельности Ассамблеи;

— равноправие участников вне зависимости от национальной принадлежности;

— самоуправление в организации деятельности Ассамблеи;

— уважение национального достоинства и вероисповедания всех народов, проживающих на территории РФ, законности своей деятельности.

На территории нашей республики действуют 43 национально-культурных объединения, деятельность которых направлена на решение проблем социального характера, вопросов духовно-культурного возрождения этносов. Это Конгресс народа саха, русская, украинская, белорусская, татаро-башкирская, таджикская, чечено-ингушская, бурятская, армянская, корейская, казахская, киргизская, польская, еврейская, финская, литовская, тувинская общины. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера и другие. Действуют два Центра национальных культур: этнокультурный центр в г. Удачный и Национальная гостиная в г.Якутске — при Республиканском Центре культуры и искусства им. А. Кулаковского.

Возрождение национальных языков, культуры, обычаев и традиций — главное в деятельности национально-культурных объединений. Однако, они не заключены в узкие национальные рамки, не ограничены развитием только своей культуры. Между ними происходит активное взаимодействие, обмен опытом, знаниями. Несмотря на финансовые трудности, деятельность национально-культурных объединений расширяется, укрепляются их связи с этнической родиной.

Все народы республики переживают сейчас сложный процесс консолидации во имя возрождения и дальнейшего развития. Активизировано массовое сознание как коренных, так и пришлых этносов, наблюдается их возврат к некоторым традиционным формам культуры, хозяйствования, управления, пересмотр ценностных ориентаций. В то же время современные урбанизация, социальные и демографические факторы способствуют унификации в материальной и духовной сферах культуры всех народов. Эти факторы в дальнейшем будут играть существенную роль в становлении национального единства, в изменении менталитета народов Республики Саха.

Сегодня менталитет коренных и укоренившихся народов Якутии базируется на осознании специфичности условий проживания на Севере. Единый историко-географический фон, на котором в течение длительного времени развиваются культурные взаимосвязи, привносит в мироощущение населения региона чувство определенного сходства политического, экономического и бытового укладов. К этому можно добавить и давние генеалогические связи.

Необходимым условием консолидации общества, закреплением в менталитете людей того, что они могут выступать как единый народ, видится действительность, где общенациональная принадлежность (россияне, якутяне) и этническая идентичность сосуществовали бы не разрушая одна другую. Само существование народа невозможно без сознательного соотнесения, причисления индивидом себя к данной общности. Многонациональный народ сплачивается, функционирует не только на основе общей жизнедеятельности в рамках государственного образования, но и на основе определенных духовных факторов, традиций, интересов, устремлений.

Главным условием для продвижения по пути к реальной консолидации всех этносов республики является сокращение конфликтогенных факторов, прежде всего стабилизация в экономической и политической сферах. Поэтому объединение всех слоев многонационального народа Якутии реально должно происходить вокруг программы повышения жизненного уровня людей, через достижение относительного единства всех основных политических сил.

Hosted by uCoz