Предметы
шаманизма и музыкальной культуры
народа саха
Основой музыки саха стала музыка,
основанная на ритме разного рода
шумовых и ударно-шумовых
инструментов. Одной из основ
обрядности шаманизма является звук
бубна или иных аналогичных
инструментов с ритмом ударов,
совпадающим (или близким) с ритмом
работы человеческого сердца. В
начале обрядов идет спокойный ритм, а
далее ритм усиливается, у
присутствующих людей ритм сердечных
сокращений близок к ритму шаманского
бубна.
1. «Хобо-табык» — своеобразный
ударно-шумовой инструмент саха.
Изготовлен он из цельной шкуры,
натянут между двумя столбами с
перекладинами. Устанавливался он на
полянах незадолго до разного рода
обрядов саха. Высота шкуры 2 метра. «Табык»
— собирательное название целой
группы ударных инструментов саха.
«Khobo-tabyk» is a peculiar percussion sound instrument of the
Sakha, made of an unbroken piece of skin, stretched between two
pillars with cross-beams. It is placed on the glades not long before
various rituals of the Sakha people take place. Height of the skin
2m. «Tabyk» is a common name of a group of percussion instruments.
«Khobo-tabyk» — l’instrument de percussion sakha. Il est
fabriquй d’une peau entiиre du bйtail, tendu entre deux poteaux
avec des traverses. Il s’installait dans une clairiиre avant de
diffйrentes cйrйmonies. L’hauteur d’une peau est de deux mиtres.
«Tabyk» — c’est le nom d’une groupe des instruments de
percussion sakha.
2. «Тайма табык» —
трапециевидный табык. Состоит из
семи разного размера шкур разных
животных. Каждая секция имеет свою
высоту звука. Длина (высота) 2 метра.
«Tayma tabyk» is a trapeziform tabyk. It consists of seven
skins of seven different animals. Each section has its own pitch of
sound. Length (height) is 2 m.
«Taпma tabyk» a une forme de tabyk trapйzoпde. Il se compose
de 7 genres des bкtes qui ont des diffйrentes mйsures. Chaque
section a sa propre hauteur d’un son. L’hauteur est de 2 m.
3. «Табык». На растяжке из ивовых
стволов натянуты шкурки 7 различных
зверей. На каждой также имеется
различная высота звука.
«Tabyk». On willow’s stems 7 skins of different animals are
stretched. Each skin has various pitch sound.
«Tabyk». Sur la foulure des troncs d’un saule sont tendus
sept differents animaux. Chaque foulure a aussi sa propre hauteur
d’un son.
4. Бубен шаманки-женщины —
удаганки. Осовремененный вид. Сами
основы шаманизма мало сходятся с
женскими началами. Поэтому удаганок
было мало.
Woman-shaman’s («udagan») tambourine. Modernized type.
Un tambour de basque d’une femme-chamane «oudaganki».
L’aspect moderne. La base de chamanisme ne coпncide pas avec
l’origine de femme. Et c’est pourquoi il y avait peu «d’oudagan.
5.
Бубен начинающего шамана-мужчины. На
нем всего 8 выступов. Их количество
говорит о силе шамана.
Tambourine of a young shaman. It has 8 angles. The number of
tambourine angles speaks about shaman’s power.
Un tambour de basque d’un homme qui commence а йtudier le
chamanisme. Il n’y a que 8 ressauts. Leurs quantitй nous
annoncent de la force de chamani.
6.
Мужской шаманский бубен, вид изнутри.
На нем 9 выступов, что говорит о
повышенной силе шамана. Форма бубна
напоминает профиль щита
средневекового воина. Для усиления
воздействия на этом бубне есть 4
колокольчика.
Shaman tambourine. In side of it. It has 9 angles that also the
sign of the increased power of shaman. The tambourine shape
resembles the middle age warrior’s profile. There are 4 bells
inside to encrease influence.
Un tambour d’un homme-chaman. Il n’y a que 9 ressauts, ce que
nous annoncent d’une grande force de chaman. Une forme de tambour
rappelle le profil d’un combattant de moyen вge. Ce tambour a 4
sonnettes qui renforcent l’influence.
7. Различные виды колотушек,
применяемых при исполнении ритма на
различных инструментах типа «табык».
Каждая колотушка имеет свою силу
удара и соответственно высоту звука.
Various types of beetles used in play of various instruments «tabyk».
Each beetle has its own stroke power and sound pitch.
Des diffйrents aspects des maillets qu’on utilise pendant
l’exйcution du rythme aux diffйrents instruments comme «tabyk».
Chaque maillet a sa propre force d’un coup et l’hauteur d’un
son.
1. Два однородных саха струнных
инструмента «кырымпа». Автор Иван
Шохин, г.Верхневилюйск.
Two stringed instruments «kyrympa». Ivan Shoshin Verkhneviluisk.
Deux instruments а cordes «kyrympa». L’auteur est Ivan
Chochin. v.Verkhneviliouпsk.
2.
Смычковый вариант саха инструмента «Кырымпа».
Bow type of Sakha instrument «kyrympa».
L’instrument а archet; sakha “kyrympa».
3. Вариант струнного саха
инструмента «сэргэ кырымпа».
A type of stringed instrument «serge kyrympa».
L’instrument а cordes sakha «sergй kyrympa».
4. Вариант струнного саха
инструмента «кырымпа».
A type of stringed sakha instrument «kyrympa».
L’instrument а cordes sakha “Kyrympa».
5.
Вариант струнного инструмента «чорон
кырымпа».
A type of stringed instrument «choron kyrympa».
L’instrument а cordes sakha «Tchoron kyrympa».
6.
Вариант струнного инструмента саха «кырымпа».
A type of stringed instrument «kyrympa»
L’instrument а cordes sakha “Kyrympa».
Текст и
слайды Андрея Бубякина.
Съемка 1993 года. Пленка «ОРВО».
|