ЯКУТСКАЯ ОДЕЖДА:
СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
Народная традиционная
одежда все больше вытесняется из
быта. Эта проблема — предмет
исследований этнологов,
искусствоведов, дизайнеров и
фольклористов России, СНГ и Европы.
Как сохранить то, что еще пока не
утрачено полностью — отдельные
элементы, особый покрой, в формах
которого — века и века... О том, что
делается для возрождения традиций
якутской одежды рассказывала Анна
Зверева на 2-ой Международной научной
конференции «Художественное
моделирование и народные традиции»,
которая проходила весной этого года
в Санкт-Петербурге в рамках IV
международного конкурса модельеров
«Адмиралтейская игла».
|
|
Традицинно портняжничеством у
якутов занимаются исключительно
женщины. Так, в старину на долю
женщины выпадало все, что сшивается,
сплетается и лепится. Обработка и
выделка кожи тоже считались сугубо
женским делом или занятием стариков.
А если женщина была еще и искусная
рукодельница, владеющая множеством
секретов традиционного ремесла, то
она обладала всеми ценными
качествами, обеспечивающими
благополучие семьи.
Несмотря на достаточно сильное
влияние других соседних народов,
якутский вкус в своей основе остался
самостоятельным. Подбор и сочетание
цветов у якутов также своеобразны (более
сдержанны, менее пестры). «У якутов
есть свой якутский стиль,
позволяющий отличать их изделия,
узоры и украшения от изделий и узоров
других северных инородцев», отмечал
известный ученый и писатель В.Серошевский
еще в прошлом столетии.
Старшему поколению мастериц,
сохранивших в памяти образцы
народной одежды, но не обучавшихся
специально этому ремеслу, сегодня за
70 лет. В качестве отделки они
использовали лапки и лобики
различных пушных зверей белого,
красного, коричневого цветов. Они
трудились всю свою жизнь по зову
сердца, когда еще живы были традиции.
Тогда шитье и вышивка считались
обязательными в арсенале любой
домохозяйки.
Почти все мы пережили те времена,
когда нам казалось, что мы
бесповоротно отказались от всего
старого, что связывало нас с
традиционной культурой, фольклором
родного народа, от «пережитков
проклятого прошлого».
Движение за возрождение
национальной культуры началось в 1990
году и совпало с реализацией
государственного суверенитета
Республики Саха в области
образования, культуры и науки.
Работа в Республиканском центре
культпросветработы и народного
творчества при Министерстве
культуры Республики Саха (Якутия)
дала мне уникальную возможность на
практике ознакомиться с творчеством
современных народных и
самодеятельных мастеров. Бывая в
многочисленных командировках,
поездках по различным улусам,
дальним и близким населенным пунктам
родной республики, мне часто
приходилось наблюдать в их работе
непонимание задач традиционного
народного искусства. Возникла
необходимость найти эффективную
форму воздействия для повышения их
профессионального мастерства
В 1991 г. впервые в Сунтарском районе
прошел республиканский семинар-практикум
по народному декоративно-прикладному
искусству с участием известных
искусствоведов, развернутой
выставкой из фондов музеев и работ
признанных мастеров-членов Союза
художников СССР: Е.Е.Аммосовой, А.Е.Сивцевой,
А.Г.Прокопьева, Ф.И.Маркова и др.
Заключительный вечер завершился
театрализованным фольклорным
вечером с демонстрацией якутских
национальных костюмов. Не случайным
был и выбор места, где плодотворно
работают известные не только в
Республике Саха музеи в селах
Тойбохой, Эльгэй, Кутана, чьи
коллекции якутского народного
прикладного искусства соперничают с
фондами столичных музеев Якутии.
Здесь сохранились также исконные
традиции проведения национального
празднества Ысыах, роль которого в
сохранении якутской одежды просто
неоценима.
В этом районе живут известные
олонхосуты и тойуксуты. Исполнители
устного поэтического фольклора во
все времена выходили на сцены
сельских клубов и профессиональных
театров тоже в национальных костюмах.
Непревзойденный певец, сказитель,
знаток фольклора С.А.Зверев (Кыыл
Уола) выполнял собственноручно свой
знаменитый костюм из добытого самим
меха. Его уникальный тойук о красоте
якутской старинной шапки и вышитых
торбазах, с этнографической
точностью передавал исчерпывающее
описание изделия.
Здесь можно было услышать живой
сочный якутский язык не только от
старых, но и молодых людей. Уместно
вспомнить и то, что первый
театрализованный праздник «ИГРЫ
ПРЕДКОВ», ставивший целью сохранение,
развитие и популяризацию лучших
народных традиций, был проведен
здесь в 1981 г. (дипломная работа А.Н.Зверевой
— ред.) и включал конкурс
национальной одежды.
II республиканский семинар прошел в
1991 году в Усть-Алданском районе,
сохранившем исконно традиционный
способ изготовления берестяных
изделий.
Республиканская творческая
лаборатория в 1993 г. в Намском районе в
связи 100-летием П.А.Ойунского
полностью была посвящена Якутскому
костюму.
Опытные мастерицы щедро делились
опытом, накопленным десятилетиями.
Обсуждались темы:
— старинной обрядовой одежды,
— традиционной нарядной одежды,
— современной стилизованной
одежды на основе традиционной,
— костюмов для танцевальных
ансамблей,
— модельной одежды.
Республиканская творческая
лаборатория в 1994 г. работала в
Жиганском районе, где собрались
мастера северной группы районов.
Народные и самодеятельные мастера,
учителя национальной культуры
обсуждали следующие темы:
— старинная праздничная, свадебная,
погребальная одежда;
— традиционная нарядная одежда;
— фольклорно-этнографическая,
концертно-сценическая;
— верхняя одежда и обувь;
— декор, защитные элементы и
символика в одежде;
— национальные украшения из золота
и серебра.
В 1995 г. в г.Санкт-Петербурге
проходила 5-я научно-практическая
конференция «Сохранение и
возрождение традиционной культуры и
декоративно-прикладного искусства
коренных народов Якутии». Среди
организаторов были:
— Российский этнографический
музей;
— Республиканская научно-практическая
творческая лаборатория ДПИ при
Министерстве культуры РС(Я);
— Республиканский музей
изоискусства им. М.Ф.Габышева;
— Департамент по подготовке кадров
при правительстве РС(Я).
В ней участвовали именитые
мастерицы В.П.Азарова, А.И.Хабаровская,
У.Н.Колесова, Х.А.Бенчик, А.Д.Неустроева,
А.Е.Горохова, Е.Н.Бокова, С.И.Петрова, Л.С.Суздалова.
Конференция ярко демонстрировала
живучесть народных традиций и
желание молодых заниматься
традиционным ремеслом.
В программе телевизионного
конкурса «Прекрасная девушка земли
олонхо» в 1991 году также был включен
показ народного костюма (традиционный,
авангардный на основе традиционного
и повседневный).
Первый конкурс национальной одежды
в г.Якутске прошел в 1990г. в рамках
первого ысыаха, организованного
отделом культуры горисполкома.
Целями и задачами конкурса были:
— сохранение и развитие традиций;
— возрождение старинных ювелирных
украшений из серебра;
— поиск новых имен.
Открытие праздника всегда
начинается парадом гостей в
национальных костюмах,
представляющих собой невероятно
живописное зрелище, где участвуют
практически все, от маленьких детей
до почтенных стариков.
Конкурс, ежегодно пользующийся
невероятным успехом, легко
превратился в республиканский.
Условия конкурса с каждым годом
усложняются. Положение конкурса 1996 г.
включало: традиционную,
стилизованную, авангардную,
сценическую одежду. Отдельно
выявлялись победители по следующим
направлениям:
— детская одежда;
— молодежная одежда;
— групповые (театры мод);
— танцевальные коллективы.
1992 год ознаменовался организацией
Фонда якутских традиционных
промыслов и декоративно-прикладного
искусства, «Кудай Бахсы». Фонд с
самого начала взял курс на широкую
пропаганду материальной культуры
народов Якутии, перспектив развития
прикладного искусства в новых
экономических условиях, повышения
художественного уровня. Первая
выставка-смотр включала следующие
номинации:
— национальное шитье,
— традиционная и современная
стилизованная одежда,
— ювелирные изделия,
— резьба по дереву и кости,
— керамические изделия.
Становится традиционным
республиканский фестиваль моды «СаЇарга».
Каждый участник конкурса может
представить от 10 до 25 моделей по
направлениям: верхняя одежда,
деловой костюм, детская одежда,
мужская одежда, вечерний наряд,
модели шуточного или авангардного
характера.
Гран-при этого конкурса «Золотая
игла» присуждаются по номинациям:
— оригинальная идея,
— высокое мастерство исполнения,
— актуальность,
— возможность воспроизведения и
технологичность моделей. Отдельные
призы:
— самое лучшее воплощение
национальных традиций в современном
костюме,
— самая оригинальная идея,
— самая смелая коллекция (авангард),
— приз зрительских симпатий.
Во время фестиваля организуются:
ярмарки-продажи, деловые встречи,
семинары-выставки по обмену опытом,
при этом лекции читают ведущие
специалисты Москвы, Якутска.
Совершенно отдельное место в
развитии современного моделирования
следует отвести театру «Айыы-Куо» (Благословенная
девушка). Театр мод «Айыы-Куо» имеет в
штате профессиональных манекенщиц.
Прошло всего четыре года, как
впервые приняла участие в 1994 г.
фестивале мод А.Н.Филиппова, модельер-дизайнер.
Она окончила Якутское
художественное училище. Работала в
народных театрах художником-оформителем.
В данное время в родном училище ведет
курс будущих художников-модельеров,
одновременно являясь преподавателем
кафедры культуры и искусства
Якутского государственного
университета им. М.К.Аммосова.
Она — автор-художник трех книг по
якутским танцам. Самым крупным
достижением А.Н.Филипповой стало
участие во всероссийском конкурсе
профессиональных художников-модельеров
«Гардероб делового человека конца XX
века».
Российская газета 16 мая 1996 г. писала:
... «Сенсацией же стала внеконкурсная
коллекция модельера из Якутии
Августы Филипповой. Жюри и зрители по
началу были скептически настроены —
дескать, какая там мода в Якутии, Но
уже после показа первых моделей в
зале раздались возгласы восхищения.
А три вечерних платья, выполненные в
национальных традициях, были
настолько хороши, что зал взорвался
аплодисментами.
— Эти платья могли бы украсить
любой подиум Европы, -таково мнение
Вячеслава Зайцева.»... Незабываемым
событием в творчестве Августы
Филипповой стало ее участие в
фестивале русской кинематографии во
Франции.
В конкурсе «Мисс Россия» в г. Самара
звание «Мисс национальный костюм»
была удостоена Ая Кириллина. Автор
костюма — А.Н.Филиппова.
Во время Международного
музыкального конкурса в
Великобритании (г.Лланголлен) в 1995 г.
костюмы якутских артистов стали «героями»
рекламного фильма о конкурсе.
В последние годы ни один крупный
фольклорный праздник не обходится
без показа или демонстрации
национальных костюмов.
Традиционными стали конкурсы
якутской одежды во время самого
красивого и дорогого сердцу каждого
якутянина праздника Ысыах.
|
На
снимках представлены
национальные костюмы и
украшения народной мастерицы А.Зверевой. |