На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Анна ЗВЕРЕВА

ЯКУТСКАЯ ОДЕЖДА:
СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Народная традиционная одежда все больше вытесняется из быта. Эта проблема — предмет исследований этнологов, искусствоведов, дизайнеров и фольклористов России, СНГ и Европы. Как сохранить то, что еще пока не утрачено полностью — отдельные элементы, особый покрой, в формах которого — века и века... О том, что делается для возрождения традиций якутской одежды рассказывала Анна Зверева на 2-ой Международной научной конференции «Художественное моделирование и народные традиции», которая проходила весной этого года в Санкт-Петербурге в рамках IV международного конкурса модельеров «Адмиралтейская игла».

Традицинно портняжничеством у якутов занимаются исключительно женщины. Так, в старину на долю женщины выпадало все, что сшивается, сплетается и лепится. Обработка и выделка кожи тоже считались сугубо женским делом или занятием стариков. А если женщина была еще и искусная рукодельница, владеющая множеством секретов традиционного ремесла, то она обладала всеми ценными качествами, обеспечивающими благополучие семьи.

Несмотря на достаточно сильное влияние других соседних народов, якутский вкус в своей основе остался самостоятельным. Подбор и сочетание цветов у якутов также своеобразны (более сдержанны, менее пестры). «У якутов есть свой якутский стиль, позволяющий отличать их изделия, узоры и украшения от изделий и узоров других северных инородцев», отмечал известный ученый и писатель В.Серошевский еще в прошлом столетии.

Старшему поколению мастериц, сохранивших в памяти образцы народной одежды, но не обучавшихся специально этому ремеслу, сегодня за 70 лет. В качестве отделки они использовали лапки и лобики различных пушных зверей белого, красного, коричневого цветов. Они трудились всю свою жизнь по зову сердца, когда еще живы были традиции. Тогда шитье и вышивка считались обязательными в арсенале любой домохозяйки.

Почти все мы пережили те времена, когда нам казалось, что мы бесповоротно отказались от всего старого, что связывало нас с традиционной культурой, фольклором родного народа, от «пережитков проклятого прошлого».

Движение за возрождение национальной культуры началось в 1990 году и совпало с реализацией государственного суверенитета Республики Саха в области образования, культуры и науки.

Работа в Республиканском центре культпросветработы и народного творчества при Министерстве культуры Республики Саха (Якутия) дала мне уникальную возможность на практике ознакомиться с творчеством современных народных и самодеятельных мастеров. Бывая в многочисленных командировках, поездках по различным улусам, дальним и близким населенным пунктам родной республики, мне часто приходилось наблюдать в их работе непонимание задач традиционного народного искусства. Возникла необходимость найти эффективную форму воздействия для повышения их профессионального мастерства

В 1991 г. впервые в Сунтарском районе прошел республиканский семинар-практикум по народному декоративно-прикладному искусству с участием известных искусствоведов, развернутой выставкой из фондов музеев и работ признанных мастеров-членов Союза художников СССР: Е.Е.Аммосовой, А.Е.Сивцевой, А.Г.Прокопьева, Ф.И.Маркова и др.

Заключительный вечер завершился театрализованным фольклорным вечером с демонстрацией якутских национальных костюмов. Не случайным был и выбор места, где плодотворно работают известные не только в Республике Саха музеи в селах Тойбохой, Эльгэй, Кутана, чьи коллекции якутского народного прикладного искусства соперничают с фондами столичных музеев Якутии. Здесь сохранились также исконные традиции проведения национального празднества Ысыах, роль которого в сохранении якутской одежды просто неоценима.

В этом районе живут известные олонхосуты и тойуксуты. Исполнители устного поэтического фольклора во все времена выходили на сцены сельских клубов и профессиональных театров тоже в национальных костюмах. Непревзойденный певец, сказитель, знаток фольклора С.А.Зверев (Кыыл Уола) выполнял собственноручно свой знаменитый костюм из добытого самим меха. Его уникальный тойук о красоте якутской старинной шапки и вышитых торбазах, с этнографической точностью передавал исчерпывающее описание изделия.

Здесь можно было услышать живой сочный якутский язык не только от старых, но и молодых людей. Уместно вспомнить и то, что первый театрализованный праздник «ИГРЫ ПРЕДКОВ», ставивший целью сохранение, развитие и популяризацию лучших народных традиций, был проведен здесь в 1981 г. (дипломная работа А.Н.Зверевой — ред.) и включал конкурс национальной одежды.

II республиканский семинар прошел в 1991 году в Усть-Алданском районе, сохранившем исконно традиционный способ изготовления берестяных изделий.

Республиканская творческая лаборатория в 1993 г. в Намском районе в связи 100-летием П.А.Ойунского полностью была посвящена Якутскому костюму.

Опытные мастерицы щедро делились опытом, накопленным десятилетиями. Обсуждались темы:

— старинной обрядовой одежды,

— традиционной нарядной одежды,

— современной стилизованной одежды на основе традиционной,

— костюмов для танцевальных ансамблей,

— модельной одежды.

Республиканская творческая лаборатория в 1994 г. работала в Жиганском районе, где собрались мастера северной группы районов.

Народные и самодеятельные мастера, учителя национальной культуры обсуждали следующие темы:

— старинная праздничная, свадебная, погребальная одежда;

— традиционная нарядная одежда;

— фольклорно-этнографическая, концертно-сценическая;

— верхняя одежда и обувь;

— декор, защитные элементы и символика в одежде;

— национальные украшения из золота и серебра.

В 1995 г. в г.Санкт-Петербурге проходила 5-я научно-практическая конференция «Сохранение и возрождение традиционной культуры и декоративно-прикладного искусства коренных народов Якутии». Среди организаторов были:

— Российский этнографический музей;

— Республиканская научно-практическая творческая лаборатория ДПИ при Министерстве культуры РС(Я);

— Республиканский музей изоискусства им. М.Ф.Габышева;

— Департамент по подготовке кадров при правительстве РС(Я).

В ней участвовали именитые мастерицы В.П.Азарова, А.И.Хабаровская, У.Н.Колесова, Х.А.Бенчик, А.Д.Неустроева, А.Е.Горохова, Е.Н.Бокова, С.И.Петрова, Л.С.Суздалова. Конференция ярко демонстрировала живучесть народных традиций и желание молодых заниматься традиционным ремеслом.

В программе телевизионного конкурса «Прекрасная девушка земли олонхо» в 1991 году также был включен показ народного костюма (традиционный, авангардный на основе традиционного и повседневный).

Первый конкурс национальной одежды в г.Якутске прошел в 1990г. в рамках первого ысыаха, организованного отделом культуры горисполкома. Целями и задачами конкурса были:

— сохранение и развитие традиций;

— возрождение старинных ювелирных украшений из серебра;

— поиск новых имен.

Открытие праздника всегда начинается парадом гостей в национальных костюмах, представляющих собой невероятно живописное зрелище, где участвуют практически все, от маленьких детей до почтенных стариков.

Конкурс, ежегодно пользующийся невероятным успехом, легко превратился в республиканский.

Условия конкурса с каждым годом усложняются. Положение конкурса 1996 г. включало: традиционную, стилизованную, авангардную, сценическую одежду. Отдельно выявлялись победители по следующим направлениям:

— детская одежда;

— молодежная одежда;

— групповые (театры мод);

— танцевальные коллективы.

1992 год ознаменовался организацией Фонда якутских традиционных промыслов и декоративно-прикладного искусства, «Кудай Бахсы». Фонд с самого начала взял курс на широкую пропаганду материальной культуры народов Якутии, перспектив развития прикладного искусства в новых экономических условиях, повышения художественного уровня. Первая выставка-смотр включала следующие номинации:

— национальное шитье,

— традиционная и современная стилизованная одежда,

— ювелирные изделия,

— резьба по дереву и кости,

— керамические изделия.

Становится традиционным республиканский фестиваль моды «СаЇарга».

Каждый участник конкурса может представить от 10 до 25 моделей по направлениям: верхняя одежда, деловой костюм, детская одежда, мужская одежда, вечерний наряд, модели шуточного или авангардного характера.

Гран-при этого конкурса «Золотая игла» присуждаются по номинациям:

— оригинальная идея,

— высокое мастерство исполнения,

— актуальность,

— возможность воспроизведения и технологичность моделей. Отдельные призы:

— самое лучшее воплощение национальных традиций в современном костюме,

— самая оригинальная идея,

— самая смелая коллекция (авангард),

— приз зрительских симпатий.

Во время фестиваля организуются: ярмарки-продажи, деловые встречи, семинары-выставки по обмену опытом, при этом лекции читают ведущие специалисты Москвы, Якутска. Совершенно отдельное место в развитии современного моделирования следует отвести театру «Айыы-Куо» (Благословенная девушка). Театр мод «Айыы-Куо» имеет в штате профессиональных манекенщиц.

Прошло всего четыре года, как впервые приняла участие в 1994 г. фестивале мод А.Н.Филиппова, модельер-дизайнер. Она окончила Якутское художественное училище. Работала в народных театрах художником-оформителем. В данное время в родном училище ведет курс будущих художников-модельеров, одновременно являясь преподавателем кафедры культуры и искусства Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова.

Она — автор-художник трех книг по якутским танцам. Самым крупным достижением А.Н.Филипповой стало участие во всероссийском конкурсе профессиональных художников-модельеров «Гардероб делового человека конца XX века».

Российская газета 16 мая 1996 г. писала: ... «Сенсацией же стала внеконкурсная коллекция модельера из Якутии Августы Филипповой. Жюри и зрители по началу были скептически настроены — дескать, какая там мода в Якутии, Но уже после показа первых моделей в зале раздались возгласы восхищения. А три вечерних платья, выполненные в национальных традициях, были настолько хороши, что зал взорвался аплодисментами.

— Эти платья могли бы украсить любой подиум Европы, -таково мнение Вячеслава Зайцева.»... Незабываемым событием в творчестве Августы Филипповой стало ее участие в фестивале русской кинематографии во Франции.

В конкурсе «Мисс Россия» в г. Самара звание «Мисс национальный костюм» была удостоена Ая Кириллина. Автор костюма — А.Н.Филиппова.

Во время Международного музыкального конкурса в Великобритании (г.Лланголлен) в 1995 г. костюмы якутских артистов стали «героями» рекламного фильма о конкурсе.

В последние годы ни один крупный фольклорный праздник не обходится без показа или демонстрации национальных костюмов. Традиционными стали конкурсы якутской одежды во время самого красивого и дорогого сердцу каждого якутянина праздника Ысыах.

На снимках представлены национальные костюмы и украшения народной мастерицы А.Зверевой.

Анна Николаевна ЗВЕРЕВА, член Союза художников России, народная мастерица, руководитель творческой лаборатории народного декоративно-прикладного искусства при Национальном художественном музее РС(Я).

Hosted by uCoz