На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Приобретения и утраты


Фрагмент ворот горисполкома, некогда находившегося на проспекте Ленина г.Якутска.

Современное состояние
и перспективы сохранения
памятников истории
и культуры Республики
Саха (Якутия)

1. Предыстория вопроса

Древняя и богатая земля Якутии исстари привлекала к себе человека. Оказывается, первые племена пришли в Якутию еще в раннем палеолите — примерно в интервале от 300 тысяч до трех миллионов лет назад. Конкретные временные рамки еще уточняются специалистами-археологами, но ясно одно: с тех древних времен человек из Якутии никуда не уходил и постоянно обитал здесь. Тогда же появляются первые памятники истории человека на территории нашей республики. Причем надо отметить, что эти первые племена впоследствии заселили Северную Америку и стали предками американских индейцев, а также основой формирования палеоэскимосских народов — чукчей, коряков, ительменов, эскимосов, отчасти и алеутов. Это, правда, произошло в конце каменного — начале бронзового веков, во временном срезе — ориентировочно 3,5—1,5 тысячи лет назад. Чуть позже, в эпоху железного века, из Прибайкалья-Забайкалья в Якутию проникают предки тунгусоязычных народов — эвенов и эвенков, которые принесли в Якутию культуру оленеводов. Это, кстати, первая производящая форма хозяйства древних людей, все предшествующие археологические культуры народов Якутии имели присваивающий характер, т.е. люди были заняты охотой и рыболовством.

В эпоху Средневековья (VIII—XII вв. нашей эры) Якутию заселяют предки народа саха, которые вышли из среды тюркоязычных народов Центральной Азии (Алтай-Саяны). Предки саха привнесли в Якутию культуру тюрков-скотоводов и адаптировали ее к суровым условиям нашего северного края.

Начиная с XVII в., территорию Якутии начинают осваивать русские первопроходцы и с этого времени Якутия входит в состав Российского государства. С XVII в. история народов Якутии неразрывно связана с историей России и в Якутии происходили те же исторические процессы, что и по всей территории Российского государства.

Такова вкратце историческая канва появления памятников истории и культуры народов Республики Саха (Якутия), начиная с древнейших времен и до наших дней.

2. Памятники истории и культуры Республики Саха (Якутия)


Дом казначейства

На территории республики в настоящее время известно около двух тысяч недвижимых памятников истории, архитектуры, археологии и искусства, это не считая движимых памятников, к которым относятся музейные экспонаты и письменные источники (архивные и библиотечные материалы). Из числа недвижимых памятников под охраной государства находятся 529, все они включены в государственный список памятников истории и культуры, еще 183 входят в список выявленных памятников.

Из общего этого числа 512 памятников являются памятниками местного, 16 — республиканского (федерального) значения. В 1997 г. еще 10 памятников, было рекомендовано для включения в списки памятников республиканского (федерального) значения.

В количественном отношении больше всего памятников истории — 328, из них 318 являются памятниками местного, а 10 — республиканского (федерального) значения. Затем следуют памятники археологии, их всего 127. Из них 124 — местного, а 3 — республиканского значения. Далее идут памятники архитектуры — 64. 62 из них — местного значения, а 2 — республиканского. Памятников же искусства меньше всего — лишь 10, причем 8 из них являются памятниками местного и 2 — республиканского значения.

И в настоящее время продолжается работа по выявлению и постановке на государственный учет различных памятников. За последние 5 лет обследовано и включено в списки выявленных 183 недвижимых памятника истории. Основное направление поисков мы связываем с выявлением памятников истории среди музейных экспонатов и письменных источников, архивных и библиотечных материалов.

3. Мероприятия по сохранению памятников за последние 10 лет

а) Организация охраны памятников.

В советский период истории нашего государства вопросами охраны памятников занимались многие инстанции, начиная с партийных и государственных органов, органов советской власти на местах, исполнительных комитетов различных уровней, министерств культуры союзного, федерального и автономного значений и кончая общеобразовательными школами, которые брали под свое шефство отдельные памятники. Все это благотворно сказывалось на техническом состоянии памятников, за которыми тогда были определенный уход и контроль. Особую роль играло Всесоюзное общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК), которое приобщило к делу охраны памятников широкие слои общественности. Отделения ВООПиК имелись в каждой республике, было такое учреждение в свое время и у нас, но в связи с отсутствием финансирования его деятельность прекратилась в 1994 г.

После произошедшей в стране перестройки от былой системы охраны памятников остались только министерства культуры федерального уровня и субъектов федерации, которые, согласно своих Положений, обязаны заниматься указанной выше работой. Все остальные инстанции либо упразднены, либо в связи с нехваткой финансовых средств не в состоянии оказывать помощь в деле охраны памятников. Можно сказать, что по этим причинам сейчас восстановление памятников приостановлено. Ведь министерство культуры — орган управления, оно само не может заниматься восстановлением памятников. Так что в данной ситуации прежде всего надо решить правовые вопросы охраны памятников. Прежний закон Российской Федерации по охране памятников, принятый в 1978 г., не может уже нормально регулировать отношения в области охраны памятников. Поэтому настало время разработки нового закона, который наконец-то сможет уладить организационные и финансовые вопросы охраны памятников. Подобный закон Республики Саха (Якутия) «О государственной охране памятников истории и культуры» был принят 6 февраля 1997 г. Надо отметить, что принятие его у нас раньше, чем в целом по России, это заслуга прежде всего Комитета по науке, образованию, здравоохранению и культуре (председатель комитета Жирков А.Н) Палаты Представителей Государственного собрания «Ил Тумэн». В настоящее время охрана памятников в нашей республике имеет юридическую основу, отрегулированы отношения всех ветвей власти по вопросам охраны памятников, определено финансирование мероприятий по восстановлению памятников и разработана государственная целевая программа «Сохранение памятников истории и культуры Республики Саха (Якутия) на 1999-2001 гг.».

б) Реставрация памятников истории и культуры.

Мероприятие по восстановлению памятников, а особенно их реставрация, связаны с большими финансовыми расходами, которые оцениваются в несколько десятков миллионов рублей. Выполнение подобных работ зависит не только от желания, но и финансовых возможностей государства. Ведь такие громадные расходы в настоящее время может позволить себе только процветающая страна. Так вот за последнее десятилетие, которое объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры, благодаря усилиям Правительства РС(Я) и Президента М.Е.Николаева, в республике восстановлены такие крупные памятники, как каменное здание Областного суда в г. Якутске (построено в 1917 г., ныне в нем работает Академия наук) и каменное здание Никольской церкви в г. Якутске (построено в 1852 г., сейчас передано в распоряжение Якутской православной епархии). Восстановление их потребовало колоссальных затрат, и это было самоотверженное решение руководства республики, которое пошло на такие расходы в целях сохранения этих памятников истории, как образцов высокой культуры их предков, для будущих поколений якутян.

В 1995 г. в связи с празднованием 50-летия Победы над фашистской Германией в нашей республике было восстановлено и отреставрировано 46 памятников, увековечивавших подвиги воинов-якутян. Восстановление этих памятников было осуществлено за счет республиканского бюджета и обошлось в 800 млн. рублей.

С 1997 г., благодаря усилиям первого зам. председателя Правительства и министра строительства и архитектуры РС(Я) Назарова С.Н., началось восстановление исторической части здания Национальной библиотеки в г. Якутске, построенной в 1911 г. Сметная стоимость реставрации этого памятника составляет 37 миллионов рублей. Работы только начаты и далеки от завершения, но будем надеяться, что ценный памятник будет восстановлен.


Кружало.

4. Перспективы сохранения
памятников

Восстановление памятников культурного наследия народов планируется в несколько этапов. На первом этапе в 1999—2001 гг., в рамках Государственной программы РС(Я) «Сохранение памятников истории и культуры на 1999—2001 гг.», планируется подготовка Свода памятников истории и культуры, осуществление научного изучения памятников, организация работы реставрационного предприятия, а также реставрация наиболее ценных памятников истории, культуры и архитектуры. Первоочередным объектом реставрации является в том числе здание Якутского областного казначейства, построенное в 1909 г. — бывшее здание Музея западноевропейского искусства, расположенное по адресу: г. Якутск, ул. Петровского, 3. Данный памятник реставрируется полностью за счет компании «Алмазы России — Саха» и ориентировочная стоимость работ составляет 13,8 млн. рублей.

В соответствии с государственной программой «Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация г.Олекминска Республики Саха (Якутия) на 1997—2000 гг.», утвержденной Постановлением Правительства РС(Я) от 6 июня 1997 г. № 255, в этом городе должны с 1998 г. начаться работы по реставрации Спасского собора, построенного в 1870 г. Ориентировочная стоимость восстановления Спасского собора составляет 6,3 млн руб. (в ценах на I кв. 1998 г.).

Далее, при благоприятной финансовой ситуации, планируется реставрация здания «Архиерейских покоев», строительство которого было завершено в 1924 г. В настоящее время здесь размещается Республиканский краеведческий музей истории и культуры народов Севера. Финансирование восстановления этого памятника осуществляется за счет федерального и республиканского бюджетов и в общей сложности составляет 4,5 млн. руб. Планируется также начать за счет средств местного и республиканского бюджетов восстановление исторической зоны г. Якутска, где необходимо отреставрировать 36 памятников деревянного зодчества г. Якутска XIX — нач. ХХ вв.

Реализация мероприятий по восстановлению памятников в огромной степени зависит от финансовой ситуации в республике. Для решения вопросов охраны памятников распоряжением Правительства РС(Я) от 7 апреля 1997 г. № 393-р создан «Координационный Совет по охране памятников истории и культуры РС(Я)». В этот Совет вошли представители Правительства, Государственного собрания «Ил Тумэн», Министерства культуры, Академии наук, научных институтов, Академии духовности, а также общественных организаций. Основной задачей координационного Совета является оказание помощи в реализации государственной программы по сохранению памятников истории и культуры.

В перспективе планируется восстановление и других памятников, которые приняты под государственную охрану. Для этого, наряду с бюджетным финансированием, необходимо изыскивать внебюджетные источники. Показателен опыт наших соседей — иркутян и красноярцев, у которых восстановлением памятников занимаются специализированные самофинансирующиеся центры охраны памятников истории и культуры, имеющие право сдавать в аренду доверенные им объекты, чтобы затем использовать заработанные средства для реставрации памятников истории. Можно было бы попытаться создать аналогичную структуру и здесь, но у нас практически нет архитектурных памятников, пригодных для сдачи в аренду.

При настоящей финансовой ситуации в бюджетной сфере, считаем, надо безотлагательно принять Закон РС(Я) «О меценатстве в культуре», где установить налоговые льготы для инвесторов, вкладывающих средства в развитие культуры, спонсоров. Или, быть может, даже ввести специальный республиканский налог для финансирования нужд культуры в целом и восстановления памятников истории в частности.

Николай ЧЕРОСОВ,
начальник Государственной
инспекции охраны культурного
наследия.


Ворота Горисполкома.

Hosted by uCoz