Приобретения
и утраты
Фрагмент
ворот горисполкома, некогда
находившегося на проспекте
Ленина г.Якутска.
|
Современное состояние
и перспективы сохранения
памятников истории
и культуры Республики
Саха (Якутия)
1. Предыстория вопроса
Древняя и богатая
земля Якутии исстари привлекала к
себе человека. Оказывается, первые
племена пришли в Якутию еще в раннем
палеолите — примерно в интервале от
300 тысяч до трех миллионов лет назад.
Конкретные временные рамки еще
уточняются специалистами-археологами,
но ясно одно: с тех древних времен
человек из Якутии никуда не уходил и
постоянно обитал здесь. Тогда же
появляются первые памятники истории
человека на территории нашей
республики. Причем надо отметить, что
эти первые племена впоследствии
заселили Северную Америку и стали
предками американских индейцев, а
также основой формирования
палеоэскимосских народов — чукчей,
коряков, ительменов, эскимосов,
отчасти и алеутов. Это, правда,
произошло в конце каменного — начале
бронзового веков, во временном срезе
— ориентировочно 3,5—1,5 тысячи лет
назад. Чуть позже, в эпоху железного
века, из Прибайкалья-Забайкалья в
Якутию проникают предки
тунгусоязычных народов — эвенов и
эвенков, которые принесли в Якутию
культуру оленеводов. Это, кстати,
первая производящая форма хозяйства
древних людей, все предшествующие
археологические культуры народов
Якутии имели присваивающий характер,
т.е. люди были заняты охотой и
рыболовством.
В эпоху Средневековья (VIII—XII вв.
нашей эры) Якутию заселяют предки
народа саха, которые вышли из среды
тюркоязычных народов Центральной
Азии (Алтай-Саяны). Предки саха
привнесли в Якутию культуру тюрков-скотоводов
и адаптировали ее к суровым условиям
нашего северного края.
Начиная с XVII в., территорию Якутии
начинают осваивать русские
первопроходцы и с этого времени
Якутия входит в состав Российского
государства. С XVII в. история народов
Якутии неразрывно связана с историей
России и в Якутии происходили те же
исторические процессы, что и по всей
территории Российского государства.
Такова вкратце историческая канва
появления памятников истории и
культуры народов Республики Саха (Якутия),
начиная с древнейших времен и до
наших дней.
2. Памятники истории и
культуры Республики Саха (Якутия)
Дом
казначейства
|
На территории республики в
настоящее время известно около двух
тысяч недвижимых памятников истории,
архитектуры, археологии и искусства,
это не считая движимых памятников, к
которым относятся музейные
экспонаты и письменные источники (архивные
и библиотечные материалы). Из числа
недвижимых памятников под охраной
государства находятся 529, все они
включены в государственный список
памятников истории и культуры, еще 183
входят в список выявленных
памятников.
Из общего этого числа 512 памятников
являются памятниками местного, 16 —
республиканского (федерального)
значения. В 1997 г. еще 10 памятников,
было рекомендовано для включения в
списки памятников республиканского (федерального)
значения.
В количественном отношении больше
всего памятников истории — 328, из них
318 являются памятниками местного, а 10
— республиканского (федерального)
значения. Затем следуют памятники
археологии, их всего 127. Из них 124 —
местного, а 3 — республиканского
значения. Далее идут памятники
архитектуры — 64. 62 из них — местного
значения, а 2 — республиканского.
Памятников же искусства меньше всего
— лишь 10, причем 8 из них являются
памятниками местного и 2 —
республиканского значения.
И в настоящее время продолжается
работа по выявлению и постановке на
государственный учет различных
памятников. За последние 5 лет
обследовано и включено в списки
выявленных 183 недвижимых памятника
истории. Основное направление
поисков мы связываем с выявлением
памятников истории среди музейных
экспонатов и письменных источников,
архивных и библиотечных материалов.
3. Мероприятия по
сохранению памятников за последние 10
лет
а) Организация охраны
памятников.
В советский период истории нашего
государства вопросами охраны
памятников занимались многие
инстанции, начиная с партийных и
государственных органов, органов
советской власти на местах,
исполнительных комитетов различных
уровней, министерств культуры
союзного, федерального и автономного
значений и кончая
общеобразовательными школами,
которые брали под свое шефство
отдельные памятники. Все это
благотворно сказывалось на
техническом состоянии памятников, за
которыми тогда были определенный
уход и контроль. Особую роль играло
Всесоюзное общество охраны
памятников истории и культуры (ВООПиК),
которое приобщило к делу охраны
памятников широкие слои
общественности. Отделения ВООПиК
имелись в каждой республике, было
такое учреждение в свое время и у нас,
но в связи с отсутствием
финансирования его деятельность
прекратилась в 1994 г.
После произошедшей в стране
перестройки от былой системы охраны
памятников остались только
министерства культуры федерального
уровня и субъектов федерации,
которые, согласно своих Положений,
обязаны заниматься указанной выше
работой. Все остальные инстанции
либо упразднены, либо в связи с
нехваткой финансовых средств не в
состоянии оказывать помощь в деле
охраны памятников. Можно сказать, что
по этим причинам сейчас
восстановление памятников
приостановлено. Ведь министерство
культуры — орган управления, оно
само не может заниматься
восстановлением памятников. Так что
в данной ситуации прежде всего надо
решить правовые вопросы охраны
памятников. Прежний закон Российской
Федерации по охране памятников,
принятый в 1978 г., не может уже
нормально регулировать отношения в
области охраны памятников. Поэтому
настало время разработки нового
закона, который наконец-то сможет
уладить организационные и
финансовые вопросы охраны
памятников. Подобный закон
Республики Саха (Якутия) «О
государственной охране памятников
истории и культуры» был принят 6
февраля 1997 г. Надо отметить, что
принятие его у нас раньше, чем в целом
по России, это заслуга прежде всего
Комитета по науке, образованию,
здравоохранению и культуре (председатель
комитета Жирков А.Н) Палаты
Представителей Государственного
собрания «Ил Тумэн». В настоящее
время охрана памятников в нашей
республике имеет юридическую основу,
отрегулированы отношения всех
ветвей власти по вопросам охраны
памятников, определено
финансирование мероприятий по
восстановлению памятников и
разработана государственная целевая
программа «Сохранение памятников
истории и культуры Республики Саха (Якутия)
на 1999-2001 гг.».
б) Реставрация памятников
истории и культуры.
Мероприятие по восстановлению
памятников, а особенно их
реставрация, связаны с большими
финансовыми расходами, которые
оцениваются в несколько десятков
миллионов рублей. Выполнение
подобных работ зависит не только от
желания, но и финансовых
возможностей государства. Ведь такие
громадные расходы в настоящее время
может позволить себе только
процветающая страна. Так вот за
последнее десятилетие, которое
объявлено ЮНЕСКО десятилетием
культуры, благодаря усилиям
Правительства РС(Я) и Президента М.Е.Николаева,
в республике восстановлены такие
крупные памятники, как каменное
здание Областного суда в г. Якутске (построено
в 1917 г., ныне в нем работает Академия
наук) и каменное здание Никольской
церкви в г. Якутске (построено в 1852 г.,
сейчас передано в распоряжение
Якутской православной епархии).
Восстановление их потребовало
колоссальных затрат, и это было
самоотверженное решение руководства
республики, которое пошло на такие
расходы в целях сохранения этих
памятников истории, как образцов
высокой культуры их предков, для
будущих поколений якутян.
В 1995 г. в связи с празднованием 50-летия
Победы над фашистской Германией в
нашей республике было восстановлено
и отреставрировано 46 памятников,
увековечивавших подвиги воинов-якутян.
Восстановление этих памятников было
осуществлено за счет
республиканского бюджета и обошлось
в 800 млн. рублей.
С 1997 г., благодаря усилиям первого
зам. председателя Правительства и
министра строительства и
архитектуры РС(Я) Назарова С.Н.,
началось восстановление
исторической части здания
Национальной библиотеки в г. Якутске,
построенной в 1911 г. Сметная стоимость
реставрации этого памятника
составляет 37 миллионов рублей.
Работы только начаты и далеки от
завершения, но будем надеяться, что
ценный памятник будет восстановлен.
Кружало.
|
4. Перспективы сохранения
памятников
Восстановление памятников
культурного наследия народов
планируется в несколько этапов. На
первом этапе в 1999—2001 гг., в рамках
Государственной программы РС(Я) «Сохранение
памятников истории и культуры на
1999—2001 гг.», планируется подготовка
Свода памятников истории и культуры,
осуществление научного изучения
памятников, организация работы
реставрационного предприятия, а
также реставрация наиболее ценных
памятников истории, культуры и
архитектуры. Первоочередным
объектом реставрации является в том
числе здание Якутского областного
казначейства, построенное в 1909 г. —
бывшее здание Музея
западноевропейского искусства,
расположенное по адресу: г. Якутск, ул.
Петровского, 3. Данный памятник
реставрируется полностью за счет
компании «Алмазы России — Саха» и
ориентировочная стоимость работ
составляет 13,8 млн. рублей.
В соответствии с государственной
программой «Возрождение,
строительство, реконструкция и
реставрация г.Олекминска Республики
Саха (Якутия) на 1997—2000 гг.»,
утвержденной Постановлением
Правительства РС(Я) от 6 июня 1997 г. №
255, в этом городе должны с 1998 г.
начаться работы по реставрации
Спасского собора, построенного в 1870 г.
Ориентировочная стоимость
восстановления Спасского собора
составляет 6,3 млн руб. (в ценах на I кв.
1998 г.).
Далее, при благоприятной
финансовой ситуации, планируется
реставрация здания «Архиерейских
покоев», строительство которого было
завершено в 1924 г. В настоящее время
здесь размещается Республиканский
краеведческий музей истории и
культуры народов Севера.
Финансирование восстановления этого
памятника осуществляется за счет
федерального и республиканского
бюджетов и в общей сложности
составляет 4,5 млн. руб. Планируется
также начать за счет средств
местного и республиканского
бюджетов восстановление
исторической зоны г. Якутска, где
необходимо отреставрировать 36
памятников деревянного зодчества г.
Якутска XIX — нач. ХХ вв.
Реализация мероприятий по
восстановлению памятников в
огромной степени зависит от
финансовой ситуации в республике.
Для решения вопросов охраны
памятников распоряжением
Правительства РС(Я) от 7 апреля 1997 г. №
393-р создан «Координационный Совет по
охране памятников истории и культуры
РС(Я)». В этот Совет вошли
представители Правительства,
Государственного собрания «Ил Тумэн»,
Министерства культуры, Академии наук,
научных институтов, Академии
духовности, а также общественных
организаций. Основной задачей
координационного Совета является
оказание помощи в реализации
государственной программы по
сохранению памятников истории и
культуры.
В перспективе планируется
восстановление и других памятников,
которые приняты под государственную
охрану. Для этого, наряду с бюджетным
финансированием, необходимо
изыскивать внебюджетные источники.
Показателен опыт наших соседей —
иркутян и красноярцев, у которых
восстановлением памятников
занимаются специализированные
самофинансирующиеся центры охраны
памятников истории и культуры,
имеющие право сдавать в аренду
доверенные им объекты, чтобы затем
использовать заработанные средства
для реставрации памятников истории.
Можно было бы попытаться создать
аналогичную структуру и здесь, но у
нас практически нет архитектурных
памятников, пригодных для сдачи в
аренду.
При настоящей финансовой ситуации
в бюджетной сфере, считаем, надо
безотлагательно принять Закон РС(Я) «О
меценатстве в культуре», где
установить налоговые льготы для
инвесторов, вкладывающих средства в
развитие культуры, спонсоров. Или,
быть может, даже ввести специальный
республиканский налог для
финансирования нужд культуры в целом
и восстановления памятников истории
в частности.
Николай ЧЕРОСОВ,
начальник Государственной
инспекции охраны культурного
наследия.
Ворота Горисполкома.
|