Марджори
Балзер,
профессор
Джорджтаунского университета
С начала 1990-х годов в Нью-Йорке,
Вашингтоне, Лондоне, Будапеште
выходят работы известного
американского антрополога, доктора
социологии, исследователя народов
Сибири и Крайнего Севера Марджори
Балзер по этнографии якутов. Ею также
написана статья “Якуты” для “Энциклопедии
мировых культур” ( т. 6, ч. I, с. 404—407),
изданной в Бостоне.
Публикуем ее ответы на вопросы
нашего журнала.
— Что связывает Вас с Якутией?
— Я давно очарована культурой
саха. Она мне просто по душе и других
объяснений, казалось не требуется.
Если можно так выразиться к изучению
культуры народов Сибири и Дальнего
Востока я приступила с черного хода
— через знакомство с культурой
обитателей Берингова пролива,
трудами исследователей начала века,
экспедиции Джезупа. Руководитель
моей докторской диссертации
Фредерико де Лагуна — эксперт (специалист)
по тлинкитам Аляски. И по-началу я
тоже хотела заняться проблемами
этого народа. Но потом решила, что
важнее все же для меня заняться
изучением истории народов, живущих
по «ту сторону» Берингова пролива,
влияния русских на аборигенов Севера.
Так легче было сравнивать историю
развития коренных народов Сибири и
Америки. Гораздо позже меня стали
интересовать вопросы культурного
возрождения, развития национальной
интеллигенции. Я выбрала для
изучения саха потому, что это один из
самых больших народов Сибири и
Дальнего Востока, с известными
деятелями интеллигенции, со
сложившимися обрядами, в которых
наряду с сохранением традиции,
чувствуется и печать современности.
Как, например в празднике ысыах. Мне
было интересно найти ответ и на
вопрос о том, как народ, носитель
самого северного в мире тюркского
языка, взаимосвязан с другими
народами Севера. Сегодня эти чисто
профессиональные интересы тесно
переплелись с чувством глубокой
дружбы, которую я испытываю к жителям
Якутска и регионов.
С д-ром
Харли Балзером.
|
— Когда Вы оказались в Якутии?
Какими судьбами? Ваше первое
впечатление...
— Я впервые оказалась в Якутии в
1986 году, как участница официального
обмена между СССР и США делегациями
деятелей культуры. До этого изучала
культуру саха с ученым (палеоботаником)
Кларой Белкин в Нью-Йорке. Я приехала
в Петербург (Ленинград) вместе с
мужем, историком Харлеем Балзером,
чтобы работать в архивах Кунсткамеры
и Института этнографии. Мне и тогда
хотелось побывать в вашей республике,
но чиновники побоялись дать
разрешение на выезд. Директор
Института этнографии Рудольф
Фердинандович Итс отнесся ко мне
благожелательно и предложил поехать
в Якутию, чтобы я на месте могла
поработать с известным этнографом
Анатолием Игнатьевичем Гоголевым,
чьи труды я знала и уважала. После 6-месячного
ожидания я наконец-то получила
разрешение на поездку в Якутию, где
действительно стала работать с
Анатолием Игнатьевичем, подружилась
с его чудесной семьей, особенно с его
супругой Альбиной Николаевной
Дьячковой. Я ощущала себя тогда очень
робкой, напуганной. Первые
впечатления — о людях, которые
сумели создать для себя достойный
образ жизни в тех условиях. Это
оказался очень тонкий баланс между
исповедуемыми ими ценностями и теми,
которые диктовала советская
действительность. Мое расписание
оказалось очень жестким — нужно было
написать сначала «научный план», что
ничем не напоминало обычный подход к
работе американских исследователей.
Но я понимала, что ограничения такого
рода неизбежны и испытала большое
облегчение, когда, наконец, получила
возможность хоть немного поездить по
поселкам, поговорить со стариками, в
особенности с женщинами, послушать
их рассказы о жизни, о новшествах в
свадебных обрядах.
С Ульяной
Алексеевной Винокуровой.
Джорджтаунский университет.
Вашингтон. Ноябрь 1993 г.
|
— Изменилось ли со временем Ваше
отношение к Якутии?
— Конечно, за одиннадцать лет
многое изменилось в моем отношении к
республике, к ее жителям. Теперь ни я,
ни мои друзья и знакомые не
испытывали чувства некоторой
робости при общении. Для тех, кто
желал поговорить со мной не стало
трудностей, связанных с политикой;
появилась возможность свободно
обмениваться мнениями, информацией с
друзьями и коллегами, можно было
пригласить их ко мне в гости в
Америку, ночевать у них на даче, без
проблем ездить по поселкам. Я
особенно благодарна семье Владимира
Харлампьевича Иванова-Унарова и
Зинаиды Ивановны Ивановой, которые
открыли для меня в 1991 году двери
своего теплого дома. Было много и
других таких же прекрасных семей. Я
стала настолько близкой к некоторым
из них, что вместе с родными
оплакивала потери дорогих людей, как,
например, матери Аизы Петровны
Решетниковой — великой актрисы
Ирины Михайловны Максимовой и матери
Клары Белкин — Марии Ивановны
Кардашевской-Прокопьевой. И стала
достаточно близкой, чтобы делить с
ними радость, например, свадьбу или
рождение детей в семьях Ивана и Лизы
Алексеевых, Платона и Гали Слепцовых,
Ульяны и Петра Винокуровых...
— Что Вас больше всего привлекает
в Якутии? Что ее отличает от других
мест?
— Последние десять, особенно,
пять лет — весьма знаменательный
отрезок времени в истории республики.
Идет культурное и политическое
возрождение при активном участии в
этом процессе многих талантливых
людей. Часто со мною спорят, говорят о
том, что немалая часть из богатой
культуры саха потеряна. Но как мне
кажется, красота осуохая, ысыаха,
алгыса, олонхо, тойука, сэргэ, хомуса
все еще очень действенна. Каждое
поколение вносит изменения в
культуру, чтобы она шла вровень с их
временем. Для народа саха, в
известной степени для иных
национальных меньшинств республики,
сегодняшний день — очень яркое и
важное время. Это относится и к
другим коренным народам Севера,
проживающим на Аляске и Канаде. Но
особый интерес все же вызывает
культурное возрождение в Республике
Саха. Здесь имеются для этого большие
возможности: значительные
ископаемые ресурсы, избираемые
всенародно президент и парламент (Ил
Тумэн), действующие академические и
культурные учреждения, разумное
сочетание принципов народной и
современной медицины. В общем, есть
чем гордиться.
С Зинаидой
Ивановной Ивановой-Унаровой в
женском музее в Вашингтоне.
Декабрь, 1997 г.
|
— Словесный портрет жителей...
— Может показаться странным, что
такое звучит с уст этнографа, но не в
традициях получаемого мною
этнологического образования
обобщать представления о каком-либо
народе — даже в положительном смысле.
Я обращаю внимание на людей в первую
очередь как на личностей, индивидов и
только потом — как на представителей
определенной культуры. Люди, живущие
в республике, слишком разные — и в
этническом отношении, и по месту
проживания. Есть среди них приезжие,
есть коренные жители, так что очень
трудно говорить об этих людях в общем
— даже высказывать клише о том, что у
них весьма ценная традиция
приспосабливаться к холодному
климату...
— Интерес к литературе, искусству,
театру, музыке...
— Культурное наследство саха
очень велико — от олонхо до
Ойунского, Кулаковского,
Ксенофонтова, Софронова, Далана,
Суорун Омоллона, Ивана Гоголева,
Саргыланы Гольдеровой, Умсууры,
молодых поэтов из «Белой лошади» и
многих других. Юкагирские писатели
Тэки Одулок, Семен Курилов и Улуро
Адо (Гаврил Курилов), эвенский
писатель — фольклорист Анатолий
Алексеев, эвенкийская писательница
Галина Кэптукэ... — от знакомства с их
произведениями я получила большое
удовольствие. Большим успехом будет,
если это получится, опубликование
английского текста «Нюргун Боотура»
под эгидой ЮНЕСКО. Искусство саха,
начиная с работ народных мастериц
таких, как Елена Аммосова до
произведений современных художников,
таких, как Афанасий Осипов, до пост-модернистских
творений руководимых Мариной Ханды
художников молодого поколения из «Флогистона»
— все это отличные примеры
достижений в разных жанрах. Очень
горжусь тем, что у меня имеются
работы Юрия Ханды, Ирины Мекумяновой,
Анны Зверевой и Василия Парникова.
Кстати, портрет удаганки, созданный
последним в 1981 году, я использовала
для обложки своей книги по шаманизму
(1997 г.). Начиная с 1986 г. я в восторге от
театра Андрея Саввича Борисова.
Международное признание его
достижений ярко проявилось и в
шумном успехе «Пегого пса, бегущего
краем моря» в Чикагском театральном
фестивале 1991 года. Настоящей
сенсацией стало бы пение Степаниды
Борисовой, особенно с группой «Чорон»,
на американской сцене. Она уже с
большим успехом выступила во Франции
и Японии. Ведь поистине сенсационно
прошли выступления Альбины
Борисовой на концерте в ООН в 1993 году,
игра на хомусе Ивана Алексеева на
Американском фестивале народного
искусства в 1987-м... Получили широкое
признание публики прекрасные фильмы
Алексея Романова и Вячеслава
Семенова. Я думаю, что многие
творческие личности из республики
легко нашли бы своего зрителя на
Западе.