На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Анатолий Новиков

Личность и ученый
ренессансного типа


Г.В.Ксенофонтов с сыном Леней. 1936 г.

Краткая яркая жизнь (всего-то 50 лет), талант, трудолюбие, богатое содержательное наследие Г.В.Ксенофонтова составляют неотъемлемую часть истории культуры Якутии. Каждое поколение ученых-якутоведов по достоинству оценивает научный вклад ученого. Прежде всего это относится к историкам, этнографам, культурологам и философам.

Гавриил Васильевич родился 4 января 1888 года в 4 Мальжегарском наслеге Западно-Кангаласского (ныне Хангаласского) улуса в семье состоятельного саха. В родном наслеге получил начальное образование. С 1899 по 1906 гг. обучался в Якутском реальном училище. Затем немного проработал учителем в Мегинском улусе. 1908—1912 — это годы учебы на юридическом факультете Томского университета. Начиная с 1913 года работал адвокатом в Якутске, затем — с 1919 года — учительствовал и принимал участие в проведении судебной реформы на местах по советским декретам. В 1920 году Г.В.Ксенофонтов стал ассистентом факультета общественных наук Иркутского университета и под руководством известного в то время профессора Б.Э.Петри специализировался по истории этнографии кочевых народов Азии. С 1921 года он начинает собирать материалы в центральных улусах и через год полностью переходит к научной деятельности, совершая ежегодные экспедиционные поездки для сбора материалов по фольклору и верованиям саха и других народов.

До 1937 года Г.В.Ксенофонтовым опубликованы следующие труды «Легенды о шаманах» (Иркутск, 1928), «Культ сумасшествия в урало-алтайском шаманизме», «Кочевой быт и религия», «Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов». «Хрестес. Шаманизм и христианство», «Пастушеский быт, мифологические воззрения классического Востока». (Иркутск, 1929). В 1930 году в Москве выходит книга «Легенды и рассказы о шаманах». Там же в 1937 году увидел свет и I том «Ураангхай сахалар» (под редакцией профессора А.Г.Гудошникова).

Летом 1937 года Г.В.Ксенофонтов переехал из Иркутска в город Димитров Московской области. Здесь он сдал в государственное издательство антирелигиозной литературы большую и емкую рукопись «Эллэйады». Начал также готовить к печати другие работы, в том числе собирался завершить второй том «Ураангхай сахалар». Ученый в это время состоял в штате Института языка и культуры при Совнаркоме Якутской АССР старшим научным сотрудником. Эти замечательные планы ему так и не удалось полностью реализовать. В 1938 году Г.В.Ксенофонтов был необоснованно репрессирован. Только через 20 лет, в 1958 году, он реабилитирован посмертно.

Известно, что Л.Н.Гумилев прочитал книгу Гавриила Васильевича Ксенофонтова «Ураангхай сахалар». Этнографический материал, собранный якутским ученым и систематизированный в этой книге, оставил неизгладимый след в памяти Льва Николаевича. Читал он ее в ссылке в Туруханске, где в районной библиотеке книгу не догадались изъять, в то время как в Москве, Санкт-Петербурге и Якутске она была уничтожена.

Самого Г.В.Ксенофонтова Л.Н.Гумилев считал большим ученым ренессансного типа, великим ученым. В своей книге «Древняя Русь и Великая степь» он назвал труд Г.В.Ксенофонтова «Ураангхай сахалар» оргинальным произведением.

Что значит «ученый ренессансного типа»?

Для этого вспомним эпоху Возрождения. Идеалом гуманистов был титанизм. Человек — титан, который добивается максимального успеха. Возрожденцы хотели добиваться всевозможного, всестороннего развития человека, его способностей.

Ярким представителем ученого ренессансного типа является Джордано Бруно.

Его самоцель — наука, познание. Он считал, что ради науки, ради идей, допустим, идеи о множественности, бесконечности миров можно взойти на костер. Он был фанатом своего дела. Это же качество имел в виду и Л.Гумилев относительно Г.В.Ксенофонтова. Воспоминания очевидцев подтверждают, что Гавриил Васильевич в научных спорах свои идеи отстаивал последовательно, беззаветно и страстно.

Это якутский Джордано Бруно. Он тоже ради науки пошел на смерть. Гавриил Васильевич не обменял бы смерть на жизнь путем отказа от своих книг, ибо они являются результатом тяжелого, многолетнего и скрупулезного труда.

Сегодня мы знаем, что идеи Джордано Бруно на многие годы пережили его. Аналогично можно смело утверждать, что идеи Г.В.Ксенофонтова тоже переживут века и последующие поколения будут знать его как гиганта мысли.

Таким образом Л.Н.Гумилевым дана самая высокая оценка научного и человеческого подвига Г.В.Ксенофонтова.

Гавриила Васильевича сегодня можно назвать первым выдающимся этноисториком. Он в 20-х годах одним из первых использовал фольклор, устное народное творчество. Г.У.Эргис тоже использовал фольклор, но позднее.

В самом названии книги «Ураангхай сахалар» отражаются и проблемы, и замысел, суть исследований темы. «Ураангхай» — это оленные оленеводы (табаЇыттар), конные — «сахалар» (аттаахтар). Отсюда — этноисторическая проблема.

Источники. Для Г.В.Ксенофонтова фольклор — основной источниковедческий материал.

Методология. Методологией является сравнительный анализ с другими источниками.

Актуальность. Историческое происхождение народа саха до сегодняшнего дня остается открытой проблемой. Нельзя утверждать, что исследователи не занимались этой проблемой. Наоборот, она постоянно привлекает внимание ученых своей загадочностью, и в этом смысле остается вечной проблемой, подобной философским, старым, как сам мир.

Ксенофонтов как этноисторик.

Подход Г.В.Ксенофонтовым к проблеме и сущности этноса не противоречит концепции Л.Гумилева. Последний не был согласен с некоторыми положениями якутского ученого, но его этнографический материал подтверждает, что этногенез носит глубинный характер и отнюдь не зависит от характера социального строя, политической системы и т.д.

Г.В.Ксенофонтов на огромном этнографическом материале показывает, что этнос формируется как результат творческого процесса интенсивного и долговременного освоения общностью людей уникального природного ландшафта, каковым является суровый Крайний Север.

Именно в процессе освоения ландшафта общность формирует новый — уникальный — «стереотип поведения».

Пожалуй, в условиях Якутии Г.В.Ксенофонтов впервые провел трудоемкую черновую работу на поле по сбору обширного фольклорного материала. Затем он этот этнографический материал сумел обобщить, упорядочить и сделать умозаключения научного порядка. При этом следует особо оговорить, что в силу своей уникальности и достоверности этот фольклорный материал до настоящего времени остается одним из самых надежных источников в этнологии и историографии.

Книга «Ураангхай сахалар» для всех исследователей, занимающихся проблемами этногенеза, стала исходной базой для построения различного рода теоретических конструкций и версий.

Вызывает определенный и неподдельный интерес якутского читателя большая статья А.И.Кривошапкина «Сахалар», опубликованная в журнале «Полярная завезда»1. Он выделяет три волны переселенцев.

1. Тунгусы — первая волна переселенцев. По его мнению, «первая волна пеших, а затем и оленных тюркоязычных переселенцев появилась на территории Якутии в начале первого тысечелетияя нашей эры после распада Северной хунской империи»2.

Мы полагаем, что дата «в начале первого тысячелетия» является слишком ранней, и к тому же определение «пешие» потребует особого доказательства. На наш взгляд это могло произойти на рубеже первого и второго тысячелетия, т.е. около тысячного года. Известно, что во время подъема хуннской державы начали появляться тунгусы, владеющие тюркским языком (около 1000-го года от Р.Х.). Это проникновение в действительности могло растянуться на века. Идея волнообразного переселения принадлежит Г.В.Ксенофонтову, а уточнение времени — это дело исследователей.

2. Саха — вторая волна переселенцев. Автор считает, что «вторую, главную, волну переселенцев составили коневоды. Трудно предположить, что это был одноразовый акт, скорее всего, вслед за оленеводами-охотниками туда начали проникать и небольшие группы коневодов-охотников и торговцев. Что подготовило уже более массовый отход более крупных племен коневодов, а в 10 веке и всего народа курыкан»3.

Многие предположения автора, сделанные в этом разделе, косвенно подтверждаются идеями Г.В.Ксенофонтова, изложенными в его книгах «Урангхай сахалар» и «Шаманизм». Интересны рассуждения относительно Хара Джаарын (Хара Суорун) турук. В состав войск Хара Джаарын тюрка, по мнению автора, входили воины дулу. Дулу — пять племен, подчиненных Тюркскому каганату. Жили на востоке Каганата. В западной части Тюркского каганата жили пять племен нушиби. Автор полагает, что выражение нўЇэр киЇи — человек с тяжелым характером», пошло оттуда.

Потомками Хара Джаарын турук, по Ксенофонтову, являются Вилюйские джаржанские якуты, которые, вступая в бой, кричали как вороны и выли как волки, т.е. племенными тотемами у них, видимо, были ворон и волк.

Задача современной этноисторической науки состоит не в том, чтобы подправлять наблюдения и факты Г.В.Ксенофонтова, а в том, чтобы провести сравнительный анализ, сверяясь с последними достижениями науки.

Сегодня историки и археологи доказали, что основной костяк саха сложился в 13 веке (А.И.Гоголев). Этот вывод сделан в результате археологических данных, относящихся к указанному времени. По Г.В.Ксенофонтову же ранние оленные якуты прибывали из Прибайкалья на Вилюй в начале эпохи великого переселения народов Азии (в конце I века н.э.).

Затем происходит следующий период переселений, который связан с прибыванием скотоводческих племен их курыканской державы (XIII—XIV вв.). Как известно, усиление монголов началось в конце XII века. К этому времени приходится усиление влияния Чингисхана. Курыканская держава торговала с Китаем. Конные люди на территорию Якутии начали прибывать после распада курыканской империи. Так что в конце XIV века якуты-саха могли полностью переселиться на территорию современной родины.

По-видимому, утверждать о чистом скотоводческом укладе жизни переселенцев невозможно. Уже после смерти Г.В.Ксенофонтова установили, что у курыкан было развито земледелие (это показали раскопки, сделанные академиком А.П.Окладниковым).

Социальный строй якутов на второй родине только формируется и потому нет его четких очертаний, но какие-то черты раннего феодализма ему присущи. В то же время, вслед за Г.В.Ксенофонтовым, можно говорить и о династии тыгынидов. При этом нужно исходить из того, что «Тегин» — это титул, передаваемый наследственно.

Хоро — третья волна переселенцев. По данным И.В.Константинова, малая группа скотоводов хоро после разгрома их в 1207 году войсками Чингисхана прибыли из Прибайкалья.

Сегодня мы, благодаря этноисторическим трудам Г.В.Ксенофонтова и его последователей (Г.У.Эргиса, А.И.Гоголева и др.), углубили свои знания по древней религии айыы. Не вызывает сомнения, что саха свои верования унаследовали от этносов субстратов — хуннов и тюрок. Как известно, монарх хунну жил в юрте, дверь которой находилось на восточной стороне и к восходу Солнца совершал обряд благодарения. У тюрок основной частью света считается восточная. В древнетюркском и современном монгольском языках Небо и Бог обозначаются одним и тем же словам Таµара.

Таким образом, формирование единого менталитета саха не могло бы произойти без воздействия такого духовного начала, каковым является верования в Айыы Таµара. На новой Родине поклонение Небу и Солнцу усиливается — как поклонение суровому краю, Северу, т.е. вообще природе.

Труды нашего земляка Г.В.Ксенофонтова, которого Л.Гумилев назвал ученым ренессанского типа, великим ученым, возродили на этнографическом материале историю происхождения народа саха.

Ксенофонтов — этноисторик, ибо он изучает этническую историю, когда две дисциплины, а именно этнология и история, неразрывно сливаются. Не сомневаюсь, что последующие молодые поколения вновь и вновь будут возвращаться к трудам нашего великого земляка, и независимо от идеологических установок, социальных схем и политических систем прочитывать по-своему, по-новому произведения Г.В.Ксенофонтова.

Когда труды ученого цитируются, используются и анализируются, значит, они продолжают жить в другом пространстве и времени. Сегодня вместе с добрым именем народа саха вернулось и доброе имя его сына Г.В.Ксенофонтова.

Примечания:

1. См. Кривошапкин А.И. Сахалар. «Полярная звезда», 1997, № 2, с. 78—96.

2. Там же, с. 86.

3. Там же, с. 88.

Hosted by uCoz