Г.В.Ксенофонтов
с сыном Леней. 1936 г.
|
Краткая яркая жизнь (всего-то 50 лет),
талант, трудолюбие, богатое
содержательное наследие Г.В.Ксенофонтова
составляют неотъемлемую часть
истории культуры Якутии. Каждое
поколение ученых-якутоведов по
достоинству оценивает научный вклад
ученого. Прежде всего это относится к
историкам, этнографам, культурологам
и философам.
Гавриил Васильевич родился 4 января
1888 года в 4 Мальжегарском наслеге
Западно-Кангаласского (ныне
Хангаласского) улуса в семье
состоятельного саха. В родном
наслеге получил начальное
образование. С 1899 по 1906 гг. обучался в
Якутском реальном училище. Затем
немного проработал учителем в
Мегинском улусе. 1908—1912 — это годы
учебы на юридическом факультете
Томского университета. Начиная с 1913
года работал адвокатом в Якутске,
затем — с 1919 года — учительствовал и
принимал участие в проведении
судебной реформы на местах по
советским декретам. В 1920 году Г.В.Ксенофонтов
стал ассистентом факультета
общественных наук Иркутского
университета и под руководством
известного в то время профессора Б.Э.Петри
специализировался по истории
этнографии кочевых народов Азии. С 1921
года он начинает собирать материалы
в центральных улусах и через год
полностью переходит к научной
деятельности, совершая ежегодные
экспедиционные поездки для сбора
материалов по фольклору и верованиям
саха и других народов.
До 1937 года Г.В.Ксенофонтовым
опубликованы следующие труды «Легенды
о шаманах» (Иркутск, 1928), «Культ
сумасшествия в урало-алтайском
шаманизме», «Кочевой быт и религия»,
«Легенды и рассказы о шаманах у
якутов, бурят и тунгусов». «Хрестес.
Шаманизм и христианство», «Пастушеский
быт, мифологические воззрения
классического Востока». (Иркутск, 1929).
В 1930 году в Москве выходит книга «Легенды
и рассказы о шаманах». Там же в 1937
году увидел свет и I том «Ураангхай
сахалар» (под редакцией профессора А.Г.Гудошникова).
Летом 1937 года Г.В.Ксенофонтов
переехал из Иркутска в город
Димитров Московской области. Здесь
он сдал в государственное
издательство антирелигиозной
литературы большую и емкую рукопись
«Эллэйады». Начал также готовить к
печати другие работы, в том числе
собирался завершить второй том «Ураангхай
сахалар». Ученый в это время состоял
в штате Института языка и культуры
при Совнаркоме Якутской АССР старшим
научным сотрудником. Эти
замечательные планы ему так и не
удалось полностью реализовать. В 1938
году Г.В.Ксенофонтов был
необоснованно репрессирован. Только
через 20 лет, в 1958 году, он
реабилитирован посмертно.
Известно, что Л.Н.Гумилев прочитал
книгу Гавриила Васильевича
Ксенофонтова «Ураангхай сахалар».
Этнографический материал, собранный
якутским ученым и
систематизированный в этой книге,
оставил неизгладимый след в памяти
Льва Николаевича. Читал он ее в
ссылке в Туруханске, где в районной
библиотеке книгу не догадались
изъять, в то время как в Москве, Санкт-Петербурге
и Якутске она была уничтожена.
Самого Г.В.Ксенофонтова Л.Н.Гумилев
считал большим ученым ренессансного
типа, великим ученым. В своей книге «Древняя
Русь и Великая степь» он назвал труд
Г.В.Ксенофонтова «Ураангхай сахалар»
оргинальным произведением.
Что значит «ученый ренессансного
типа»?
Для этого вспомним эпоху
Возрождения. Идеалом гуманистов был
титанизм. Человек — титан, который
добивается максимального успеха.
Возрожденцы хотели добиваться
всевозможного, всестороннего
развития человека, его способностей.
Ярким представителем ученого
ренессансного типа является
Джордано Бруно.
Его самоцель — наука, познание. Он
считал, что ради науки, ради идей,
допустим, идеи о множественности,
бесконечности миров можно взойти на
костер. Он был фанатом своего дела.
Это же качество имел в виду и Л.Гумилев
относительно Г.В.Ксенофонтова.
Воспоминания очевидцев подтверждают,
что Гавриил Васильевич в научных
спорах свои идеи отстаивал
последовательно, беззаветно и
страстно.
Это якутский Джордано Бруно. Он
тоже ради науки пошел на смерть.
Гавриил Васильевич не обменял бы
смерть на жизнь путем отказа от своих
книг, ибо они являются результатом
тяжелого, многолетнего и
скрупулезного труда.
Сегодня мы знаем, что идеи Джордано
Бруно на многие годы пережили его.
Аналогично можно смело утверждать,
что идеи Г.В.Ксенофонтова тоже
переживут века и последующие
поколения будут знать его как
гиганта мысли.
Таким образом Л.Н.Гумилевым дана
самая высокая оценка научного и
человеческого подвига Г.В.Ксенофонтова.
Гавриила Васильевича сегодня можно
назвать первым выдающимся
этноисториком. Он в 20-х годах одним из
первых использовал фольклор, устное
народное творчество. Г.У.Эргис тоже
использовал фольклор, но позднее.
В самом названии книги «Ураангхай
сахалар» отражаются и проблемы, и
замысел, суть исследований темы. «Ураангхай»
— это оленные оленеводы (табаЇыттар),
конные — «сахалар» (аттаахтар).
Отсюда — этноисторическая проблема.
Источники. Для Г.В.Ксенофонтова
фольклор — основной
источниковедческий материал.
Методология. Методологией является
сравнительный анализ с другими
источниками.
Актуальность. Историческое
происхождение народа саха до
сегодняшнего дня остается открытой
проблемой. Нельзя утверждать, что
исследователи не занимались этой
проблемой. Наоборот, она постоянно
привлекает внимание ученых своей
загадочностью, и в этом смысле
остается вечной проблемой, подобной
философским, старым, как сам мир.
Ксенофонтов как этноисторик.
Подход Г.В.Ксенофонтовым к проблеме
и сущности этноса не противоречит
концепции Л.Гумилева. Последний не
был согласен с некоторыми
положениями якутского ученого, но
его этнографический материал
подтверждает, что этногенез носит
глубинный характер и отнюдь не
зависит от характера социального
строя, политической системы и т.д.
Г.В.Ксенофонтов на огромном
этнографическом материале
показывает, что этнос формируется
как результат творческого процесса
интенсивного и долговременного
освоения общностью людей
уникального природного ландшафта,
каковым является суровый Крайний
Север.
Именно в процессе освоения
ландшафта общность формирует новый
— уникальный — «стереотип поведения».
Пожалуй, в условиях Якутии Г.В.Ксенофонтов
впервые провел трудоемкую черновую
работу на поле по сбору обширного
фольклорного материала. Затем он
этот этнографический материал сумел
обобщить, упорядочить и сделать
умозаключения научного порядка. При
этом следует особо оговорить, что в
силу своей уникальности и
достоверности этот фольклорный
материал до настоящего времени
остается одним из самых надежных
источников в этнологии и
историографии.
Книга «Ураангхай сахалар» для всех
исследователей, занимающихся
проблемами этногенеза, стала
исходной базой для построения
различного рода теоретических
конструкций и версий.
Вызывает определенный и
неподдельный интерес якутского
читателя большая статья А.И.Кривошапкина
«Сахалар», опубликованная в журнале
«Полярная завезда»1. Он выделяет три
волны переселенцев.
1. Тунгусы — первая волна
переселенцев. По его мнению, «первая
волна пеших, а затем и оленных
тюркоязычных переселенцев появилась
на территории Якутии в начале
первого тысечелетияя нашей эры после
распада Северной хунской империи»2.
Мы полагаем, что дата «в начале
первого тысячелетия» является
слишком ранней, и к тому же
определение «пешие» потребует
особого доказательства. На наш
взгляд это могло произойти на рубеже
первого и второго тысячелетия, т.е.
около тысячного года. Известно, что
во время подъема хуннской державы
начали появляться тунгусы, владеющие
тюркским языком (около 1000-го года от Р.Х.).
Это проникновение в
действительности могло растянуться
на века. Идея волнообразного
переселения принадлежит Г.В.Ксенофонтову,
а уточнение времени — это дело
исследователей.
2. Саха — вторая волна переселенцев.
Автор считает, что «вторую, главную,
волну переселенцев составили
коневоды. Трудно предположить, что
это был одноразовый акт, скорее всего,
вслед за оленеводами-охотниками туда
начали проникать и небольшие группы
коневодов-охотников и торговцев. Что
подготовило уже более массовый отход
более крупных племен коневодов, а в 10
веке и всего народа курыкан»3.
Многие предположения автора,
сделанные в этом разделе, косвенно
подтверждаются идеями Г.В.Ксенофонтова,
изложенными в его книгах «Урангхай
сахалар» и «Шаманизм». Интересны
рассуждения относительно Хара
Джаарын (Хара Суорун) турук. В состав
войск Хара Джаарын тюрка, по мнению
автора, входили воины дулу. Дулу —
пять племен, подчиненных Тюркскому
каганату. Жили на востоке Каганата. В
западной части Тюркского каганата
жили пять племен нушиби. Автор
полагает, что выражение нўЇэр киЇи —
человек с тяжелым характером», пошло
оттуда.
Потомками Хара Джаарын турук, по
Ксенофонтову, являются Вилюйские
джаржанские якуты, которые, вступая в
бой, кричали как вороны и выли как
волки, т.е. племенными тотемами у них,
видимо, были ворон и волк.
Задача современной
этноисторической науки состоит не в
том, чтобы подправлять наблюдения и
факты Г.В.Ксенофонтова, а в том, чтобы
провести сравнительный анализ,
сверяясь с последними достижениями
науки.
Сегодня историки и археологи
доказали, что основной костяк саха
сложился в 13 веке (А.И.Гоголев). Этот
вывод сделан в результате
археологических данных, относящихся
к указанному времени. По Г.В.Ксенофонтову
же ранние оленные якуты прибывали из
Прибайкалья на Вилюй в начале эпохи
великого переселения народов Азии (в
конце I века н.э.).
Затем происходит следующий период
переселений, который связан с
прибыванием скотоводческих племен
их курыканской державы (XIII—XIV вв.).
Как известно, усиление монголов
началось в конце XII века. К этому
времени приходится усиление влияния
Чингисхана. Курыканская держава
торговала с Китаем. Конные люди на
территорию Якутии начали прибывать
после распада курыканской империи.
Так что в конце XIV века якуты-саха
могли полностью переселиться на
территорию современной родины.
По-видимому, утверждать о чистом
скотоводческом укладе жизни
переселенцев невозможно. Уже после
смерти Г.В.Ксенофонтова установили,
что у курыкан было развито
земледелие (это показали раскопки,
сделанные академиком А.П.Окладниковым).
Социальный строй якутов на второй
родине только формируется и потому
нет его четких очертаний, но какие-то
черты раннего феодализма ему присущи.
В то же время, вслед за Г.В.Ксенофонтовым,
можно говорить и о династии
тыгынидов. При этом нужно исходить из
того, что «Тегин» — это титул,
передаваемый наследственно.
Хоро — третья волна переселенцев.
По данным И.В.Константинова, малая
группа скотоводов хоро после
разгрома их в 1207 году войсками
Чингисхана прибыли из Прибайкалья.
Сегодня мы, благодаря
этноисторическим трудам Г.В.Ксенофонтова
и его последователей (Г.У.Эргиса, А.И.Гоголева
и др.), углубили свои знания по
древней религии айыы. Не вызывает
сомнения, что саха свои верования
унаследовали от этносов субстратов
— хуннов и тюрок. Как известно,
монарх хунну жил в юрте, дверь
которой находилось на восточной
стороне и к восходу Солнца совершал
обряд благодарения. У тюрок основной
частью света считается восточная. В
древнетюркском и современном
монгольском языках Небо и Бог
обозначаются одним и тем же словам Таµара.
Таким образом, формирование
единого менталитета саха не могло бы
произойти без воздействия такого
духовного начала, каковым является
верования в Айыы Таµара. На новой
Родине поклонение Небу и Солнцу
усиливается — как поклонение
суровому краю, Северу, т.е. вообще
природе.
Труды нашего земляка Г.В.Ксенофонтова,
которого Л.Гумилев назвал ученым
ренессанского типа, великим ученым,
возродили на этнографическом
материале историю происхождения
народа саха.
Ксенофонтов — этноисторик, ибо он
изучает этническую историю, когда
две дисциплины, а именно этнология и
история, неразрывно сливаются. Не
сомневаюсь, что последующие молодые
поколения вновь и вновь будут
возвращаться к трудам нашего
великого земляка, и независимо от
идеологических установок,
социальных схем и политических
систем прочитывать по-своему, по-новому
произведения Г.В.Ксенофонтова.
Когда труды ученого цитируются,
используются и анализируются, значит,
они продолжают жить в другом
пространстве и времени. Сегодня
вместе с добрым именем народа саха
вернулось и доброе имя его сына Г.В.Ксенофонтова.
Примечания:
1. См. Кривошапкин А.И. Сахалар.
«Полярная звезда», 1997, № 2, с. 78—96.
2. Там же, с. 86.
3. Там же, с. 88.