Главным
приоритетом культурной политики в
этот период была задача сохранить
пространство культуры и создать
базовый потенциал для дальнейшего
развития.
За это время сформировалась
достаточно полноценная
инфраструктура культуры:
l государственная система
учреждений культуры и искусства
пополнилась 7-ю новыми учреждениями и
коллективами со статусом «государственный»;
l за эти годы в поисках новых, более
жизнеспособных форм существования
реорганизовано 9 учреждений культуры
и искусства;
l заложены основы высшего
образования в сфере культуры и
искусства. В 1997—98 учебном году в
ВУЗовских подразделениях обучалось
220 студентов;
l возникли совершенно новые для
нашей культуры творческие
объединения, такие, как цирк,
кинокомпания «Сахафильм»,
профессиональная студия звукозаписи;
l созданы негосударственные
структуры с целью информационного
обеспечения отрасли, изучения
культурного рынка, регулирования
отношений в нем (телеканал «СТВ»,
Саха-Продюсер-Центр, информационно-маркетинговое
агентство и т.д.).
Фундаментом нашей культуры
является многовековое наследие
традиционной культуры. Большую роль
в процессе активного включения
национального духовного наследия в
систему культурных ценностей
современности сыграла реализация
Программы четырехэтапной работы по
возрождению традиционной культуры “ЫСЫАХ
— ХОМУС — ИТЭІЭЛ — ОЛОНХО” (другими
словами: празднество — музыка —
верования — эпос):
n придание ысыаху статуса
национального праздника и
возрождение его по всей республике;
n своевременное проведение
Международных конгрессов и
конференций по варганной музыке (1991),
шаманизму (1992), устному эпосу (1994);
n активизация издательской работы;
n поддержка научных исследований;
n проведение фестивалей, конкурсов,
смотров как своеобразных
генераторов, активизирующих
фольклорную память;
n ориентация работы клубных
учреждений на сохранение и развитие
традиций, на основе которых ведется
не только досуговая, но и
воспитательная работа;
n поддержка самодеятельных,
фольклорных коллективов;
n профессионализация некоторых
форм национального искусства.
Все эти мероприятия как реализация
протекционистской политики
государства, направленной на защиту
традиционной культуры, создали
благоприятные условия для ее
возрождения и активного поиска новых
форм дальнейшего существования.
Материальное и духовное наследие
прошлого сосредоточено в музеях
республики. В связи с кардинальными
переменами в общественном сознании
последнего десятилетия основным
содержанием музейных экспозиций
стали этнографические и
исторические раритеты. Подъем
национального самосознания и
активизация всеобщего интереса к
духовной культуре своего народа
создали условия для возникновения
новых музеев (музей музыки и
фольклора, музей хомуса).
Художественный музей, хранящий в
своих фондах уникальные шедевры
изобразительного искусства, получил
статус «национального».
В годы суверенитета Министерство
культуры провело работу и создало
юридическую основу сохранения
культурного наследия. Так,
сохранение и использование музейных
фондов регулирует Закон «О музейном
фонде и музеях Республики Саха (Якутия)»,
принятый Государственным собранием (Ил
Тумэн) в 1996 году. В Законе нашли
отражение основные направления
музейной политики государства.
Вопросы сохранения памятников
истории и культуры регулируются
Законом «О государственной охране
памятников истории и культуры
Республики Саха (Якутия)», который
был принят в 1997 году.
Ряд учреждений культуры и
искусства признан «особо ценными
объектами национального культурного
достояния»:
n Гос. объединенный музей истории и
культуры народов Севера;
n Национальный художественный
музей;
n Ленский музей-заповедник «Дружба»;
n Национальная библиотека;
n Саха академический театр им.
Ойунского;
n Гос. театр оперы и балета РС(Я).
В настоящее время Министерством
культуры разрабатывается проект
Закона «Об особо ценных объектах
национального культурного достояния»,
что позволит в условиях реалий
рыночной действительности найти
механизмы сохранения духовных
ценностей.
Одним из первых документов в
законотворческой деятельности
Министерства был принятый в 1994
Государственным собранием (Ил Тумэн)
Закон РС(Я) «О библиотечном деле».
Закон своевременно обратил внимание
властей на библиотеки как на
важнейший объект государственной
политики в области информации.
Главным направлением в деятельности
библиотек является техническое
переоснащение и включение в
глобальную мировую компьютерную
систему, что позволит каждому
гражданину нашей республики
получать на современном уровне всю
необходимую ему информацию. Сегодня
действует локальная
автоматизированная библиотечно-информационная
система Национальной библиотеки,
предполагается дальнейшее
расширение данной сети.
За годы суверенитета
сформировалась целая инфраструктура
образовательных учреждений культуры
и искусства. Если до 90-х годов в
ведении Министерства культуры
находились более 100 детских
музыкальных школ и 3 училища (музыкальное,
художественное и культурно-просветительное),
то к концу 90-х все 3 ступени
профессионального образования в
сфере культуры и искусства:
начальное, среднее и высшее. С
открытием хореографического училища
стало возможным говорить о
сложившейся в республике системе
средних специальных учебных
заведений по основным видам
академического искусства. С 1992 года,
благодаря накопленному предыдущими
годами творческому и
педагогическому потенциалу, начала
формироваться система высшего
художественного образования:
открылись филиалы российских ВУЗов (школы-студии
МХАТ, Красноярского художественного
института, Уральской консерватории,
Восточно-Сибирской академии
культуры и искусства) и начал свою
деятельность уникальный тип
учебного заведения — Высшая школа
музыки.
Профессиональное искусство,
являющееся достижением
общечеловеческой цивилизации и ее
универсальной формой, стало той
областью культуры, которая более
всего получала в эти годы поддержку.
Характерной особенностью
анализируемого периода является
расширение сети учреждений
искусства: с одной стороны, через
открытие принципиально новых
структур, которые закладывают основу
тех видов искусства, которые ранее в
Якутии не получали самостоятельного
развития (государственный цирк,
Сахафильм, театр «Наара суохтар»); а с
другой стороны, через реорганизацию
и утверждение нового статуса ранее
существовавших учреждений (театр
оперы и балета, художественный музей
и т.д.).
Определенные успехи достигнуты в
области науки о культуре, особенно, в
академическом направлении:
музыковедении, искусствоведении,
хореологии. Годы суверенитета дали
толчок развитию научно-исследовательской
работы в наших музеях и библиотеках.
Появились научные труды
исторического характера, проводятся
прикладные исследования. На
начальной стадии находится
становление культурологии как
научной дисциплины.