Действующие лица

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Александр ПЕТРОВ

Александр Александрович Петров, родом из Амги, после окончания Института им. А.И.Герцена в Ленинграде окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию. Ныне он декан факультета народов Крайнего Севера Российского Государственного педагогического Университета им. А.И.Герцена, заведущий кафедрой алтайских языков и методики их преподавания, доцент. Александр Александрович, постоянный автор нашего журнала, сегодня отвечает на вопросы редакции.

— Чем для вас является Санкт-Петербург?

— По большому счету — всем. Это город, где я живу более двадцати лет; здесь моя любимая работа, семья, друзья и коллеги, здесь мой родной ЛГПИ им. А.И.Герцена (ныне Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена) — один из ведущих образовательных центров педагогической науки, старейший вуз России, который в мае 1997 года отметил свой 200-летний юбилей. Я очень люблю этот сказочный северный город.

— Круг ваших научных интересов...

— Последние три года я занимаюсь исследованием лексики духовной культуры тунгусов — эвенков, эвенов, негидальцев, солонов. В русле этнолингвистической традиции изучаю культуру этих народов через призму языка, особенности отражения в языке фактов их исчезающей традиционной культуры, обобщаю многолетние наблюдения и материалы поездок на север Якутии, Магаданской области, Чукотки и Дальнего Востока по проблемам: «язык — этнос»; «язык — менталитет»; «языковая картина мира — национальная картина мира». Готовлю к изданию монографию. Отдельный интерес для меня представляет история якутян в Петербурге, различные многосторонние связи Якутии и города на Неве (см. «Илин», № 1, 1998 г. — Ред.).

— Несколько слов об институте. Ведь многие якутяне учились в институте им. Герцена.

— Санкт-Петербург — центр североведения. Наш факультет народов Крайнего Севера исторически восходит к знаменитому Институту народов Севера при ЦИК СССР, созданному при содействии Комитета Севера в 1930 г. в Ленинграде. Ученики В.Г.Тан-Богораза, Л.Я.Штенберга, Г.М.Василевич, В.И.Цинциус и других известных североведов продолжают традиции ленинградской школы лингвистов и этнографов. До сих пор в Институте Арктики и Антарктики, Институте лингвистических исследований, Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамере), Российском этнографическом музее, Музее истории религии и других учреждениях РАН ведутся научные исследования по Северу, Сибири и Дальнему Востоку России. Мы ведем научные исследования параллельно своей основной преподавательской работе со студентами. На нашем факультете 7 специализированных кафедр, три их которых, наряду с преподаванием, ведут научные исследования в области алтайских (тунгусо-маньчжурские, тюркские), палеоазиатских (чукотско-камчатские, эскимосско-алеутские, нивхский, юкагирский, кетский), уральских (финно-угорские и самодийские) языков. Вместе с исследованием фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса этих языков, мои коллеги изучают фольклор, литературу, этнографию и историю около 30 малочисленных этносов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Мы сотрудничаем не только с региональными научными учреждениями и вузами, но и со многими зарубежными учеными, занимающимися проблемами Севера и Арктики (Канада, США, Норвегия, Франция, Япония, Финлияндия и др.).

Наша кафедра имеет традиционно-дружественные, деловые отношения с учеными-североведами Республики Саха (Якутия). Многие из них — выпускники РГПУ им. А.И.Герцена: В.А.Роббек, А.Н.Мыреева, Г.Н.Курилов (Улуро Адо), Х.И.Дуткин, Ж.К.Лебедева, Г.И.Варламова (Кэптукэ), О.Н.Кейметинова и др.

— Какая проблема для народов Севера наиболее важная?

— Перед малочисленным этносом всегда стоит комплекс проблем. Он взаимосвязан и взаимообусловлен, динамичен и постоянен. Для большинства народов Севера — это проблема выживания в новых рыночных условиях. Наиболее остро стоит проблема сохранения традиционного хозяйства народов Севера — основы их материальной и духовной культуры. Если в вопросах экологии природопользования имеются какие-то сдвиги, то в отношении экологии этнических культур малочисленных народов Севера и России в целом государство еще не выработало эффективных средств и методов.

— Как меняется высшее образование и насколько оно отвечает требованиям времени?

— В последние годы произошла реформа высшей школы в сторону демократизации содержания, форм и методов работы вузов. Многие институты, пройдя соответствующую аттестацию, изменив свой статус, преобразовались в университеты. Однако, рейтинг вуза всегда определялся, определяется и ныне качеством подготовки специалистов в первую очередь. Процесс модного копирования структуры высшего образования западного образца (бакалаврит, магистратура и т.п.) многими вузами приостановлен, идет перестройка системы вузов технического, естественно-научного, гуманитарного циклов с учетом конкретных специфических особенностей регионов, учебных заведений, потребностей в кадрах и т.д. Это касается как содержания учебных планов и программ (госстандарты), так и сертификации многих альтернативных государственным вузам учебных заведений (академии, высшие колледжи и т.п.). У сегодняшнего студента есть право выбора. Он может получить образование западно-европейского или американского образца (обычно это платное обучение) в России, может слушать необходимый ему курс учебных дисциплин у ведущих ученых мира в частных вузах или обучаться за рубежом. Несомненно, это процесс положительный. Но сегодня молодежь предпочитает поступать в государственные вузы России, где, несмотря на скудное бюджетное финансирование, можно получить качественное образование и диплом государственного образца. Вероятно, в будущем, с изменением в лучшую сторону общего экономического положения в стране, ситуация изменится. Но сегодня дипломы вузов России (за редким исключением) не признаются в зарубежных странах. Там для работы по профилю необходимо пройти курс дополнительного образования.

— В вузах Санкт-Петербурга много студентов-якутян. Вы с ними часто встречаетесь. Уже несколько лет участвуете в выездных приемных комиссиях. Что бы вы сказали о подготовке кадров для республики?

— Это особая статья разговора: студенты, обучающиеся в вузах Санкт-Петербурга. Большую организационную работу здесь проводит Департамент по подготовке, прогнозированию и расстановке кадров при Президенте РС(Я), который за последние пять-шесть лет сумел отладить систему подготовки высококвалифицированных кадров в вузах нашего города. Ежегодно возрастает прием в различные вузы по широкому спектру специальностей, необходимых РС(Я). Причем большинство из них на льготной основе, благодаря усилиям директора Департамента М.В.Мучина, который сумел установить деловые взаимовыгодные контакты с Советом ректоров Санкт-Петербурга, правительством города на Неве. В результате подписанного Президентом РС(Я) М.Е.Николаевым и губернатором Санкт-Петербурга В.А.Яковлевым соглашения о принципах торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества вопросы подготовки кадров в вузах Санкт-Петербурга приобрел планомерный и стабильный характер. Много студентов-якутян обучается в Университете экономики и финансов, РГПУ им. А.И.Герцена, Академии гражданской авиации, Российском гидрометеорологическом институте, Академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта... Конечно, в нынешних трудных условиях вузы города имеют экономические проблемы, но научно-методический, интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава по-прежнему высок. Да и сам город очень много дает студентам. Библиотеки, театры, архивы, музеи, а, главное, люди, живущие в этом замечательном городе, дают уникальную возможность овладеть не только своей будущей профессией, но и приобщиться к миру прекрасного, общечеловеческого. Нынешний студент — творец прекрасного будущего XXI веке, и пусть это будет время технотронное, компьютеризированное, но это будет век гуманитарный, ибо от разума человека будет зависеть будущее человеческой цивилизации.

С профессором университета Хоккайдо (Саппоро), известным тунгусо-маньчжуроведом Дзиро Икегами. Саппоро, декабрь 1996 г.

Hosted by uCoz