Александр ПЕТРОВ
Александр
Александрович Петров, родом из Амги,
после окончания Института им. А.И.Герцена
в Ленинграде окончил аспирантуру,
защитил кандидатскую диссертацию.
Ныне он декан факультета народов
Крайнего Севера Российского
Государственного педагогического
Университета им. А.И.Герцена,
заведущий кафедрой алтайских языков
и методики их преподавания, доцент.
Александр Александрович, постоянный
автор нашего журнала, сегодня
отвечает на вопросы редакции.
— Чем для вас является Санкт-Петербург?
— По большому счету — всем. Это
город, где я живу более двадцати лет;
здесь моя любимая работа, семья,
друзья и коллеги, здесь мой родной
ЛГПИ им. А.И.Герцена (ныне Российский
государственный педагогический
университет им. А.И.Герцена) — один из
ведущих образовательных центров
педагогической науки, старейший вуз
России, который в мае 1997 года отметил
свой 200-летний юбилей. Я очень люблю
этот сказочный северный город.
— Круг ваших научных интересов...
— Последние три года я занимаюсь
исследованием лексики духовной
культуры тунгусов — эвенков, эвенов,
негидальцев, солонов. В русле
этнолингвистической традиции изучаю
культуру этих народов через призму
языка, особенности отражения в языке
фактов их исчезающей традиционной
культуры, обобщаю многолетние
наблюдения и материалы поездок на
север Якутии, Магаданской области,
Чукотки и Дальнего Востока по
проблемам: «язык — этнос»; «язык —
менталитет»; «языковая картина мира
— национальная картина мира».
Готовлю к изданию монографию.
Отдельный интерес для меня
представляет история якутян в
Петербурге, различные
многосторонние связи Якутии и города
на Неве (см. «Илин», № 1, 1998 г. — Ред.).
— Несколько слов об институте.
Ведь многие якутяне учились в
институте им. Герцена.
— Санкт-Петербург — центр
североведения. Наш факультет народов
Крайнего Севера исторически
восходит к знаменитому Институту
народов Севера при ЦИК СССР,
созданному при содействии Комитета
Севера в 1930 г. в Ленинграде. Ученики В.Г.Тан-Богораза,
Л.Я.Штенберга, Г.М.Василевич, В.И.Цинциус
и других известных североведов
продолжают традиции ленинградской
школы лингвистов и этнографов. До сих
пор в Институте Арктики и Антарктики,
Институте лингвистических
исследований, Музее антропологии и
этнографии им. Петра Великого (Кунсткамере),
Российском этнографическом музее,
Музее истории религии и других
учреждениях РАН ведутся научные
исследования по Северу, Сибири и
Дальнему Востоку России. Мы ведем
научные исследования параллельно
своей основной преподавательской
работе со студентами. На нашем
факультете 7 специализированных
кафедр, три их которых, наряду с
преподаванием, ведут научные
исследования в области алтайских (тунгусо-маньчжурские,
тюркские), палеоазиатских (чукотско-камчатские,
эскимосско-алеутские, нивхский,
юкагирский, кетский), уральских (финно-угорские
и самодийские) языков. Вместе с
исследованием фонетики, лексики,
морфологии и синтаксиса этих языков,
мои коллеги изучают фольклор,
литературу, этнографию и историю
около 30 малочисленных этносов Севера,
Сибири и Дальнего Востока. Мы
сотрудничаем не только с
региональными научными учреждениями
и вузами, но и со многими зарубежными
учеными, занимающимися проблемами
Севера и Арктики (Канада, США,
Норвегия, Франция, Япония, Финлияндия
и др.).
Наша кафедра имеет традиционно-дружественные,
деловые отношения с учеными-североведами
Республики Саха (Якутия). Многие из
них — выпускники РГПУ им. А.И.Герцена:
В.А.Роббек, А.Н.Мыреева, Г.Н.Курилов (Улуро
Адо), Х.И.Дуткин, Ж.К.Лебедева, Г.И.Варламова
(Кэптукэ), О.Н.Кейметинова и др.
— Какая проблема для народов
Севера наиболее важная?
— Перед малочисленным этносом
всегда стоит комплекс проблем. Он
взаимосвязан и взаимообусловлен,
динамичен и постоянен. Для
большинства народов Севера — это
проблема выживания в новых рыночных
условиях. Наиболее остро стоит
проблема сохранения традиционного
хозяйства народов Севера — основы их
материальной и духовной культуры.
Если в вопросах экологии
природопользования имеются какие-то
сдвиги, то в отношении экологии
этнических культур малочисленных
народов Севера и России в целом
государство еще не выработало
эффективных средств и методов.
— Как меняется высшее
образование и насколько оно отвечает
требованиям времени?
— В последние годы произошла
реформа высшей школы в сторону
демократизации содержания, форм и
методов работы вузов. Многие
институты, пройдя соответствующую
аттестацию, изменив свой статус,
преобразовались в университеты.
Однако, рейтинг вуза всегда
определялся, определяется и ныне
качеством подготовки специалистов в
первую очередь. Процесс модного
копирования структуры высшего
образования западного образца (бакалаврит,
магистратура и т.п.) многими вузами
приостановлен, идет перестройка
системы вузов технического,
естественно-научного, гуманитарного
циклов с учетом конкретных
специфических особенностей регионов,
учебных заведений, потребностей в
кадрах и т.д. Это касается как
содержания учебных планов и программ
(госстандарты), так и сертификации
многих альтернативных
государственным вузам учебных
заведений (академии, высшие колледжи
и т.п.). У сегодняшнего студента есть
право выбора. Он может получить
образование западно-европейского
или американского образца (обычно
это платное обучение) в России, может
слушать необходимый ему курс учебных
дисциплин у ведущих ученых мира в
частных вузах или обучаться за
рубежом. Несомненно, это процесс
положительный. Но сегодня молодежь
предпочитает поступать в
государственные вузы России, где,
несмотря на скудное бюджетное
финансирование, можно получить
качественное образование и диплом
государственного образца. Вероятно,
в будущем, с изменением в лучшую
сторону общего экономического
положения в стране, ситуация
изменится. Но сегодня дипломы вузов
России (за редким исключением) не
признаются в зарубежных странах. Там
для работы по профилю необходимо
пройти курс дополнительного
образования.
— В вузах Санкт-Петербурга много
студентов-якутян. Вы с ними часто
встречаетесь. Уже несколько лет
участвуете в выездных приемных
комиссиях. Что бы вы сказали о
подготовке кадров для республики?
— Это особая статья разговора:
студенты, обучающиеся в вузах Санкт-Петербурга.
Большую организационную работу
здесь проводит Департамент по
подготовке, прогнозированию и
расстановке кадров при Президенте РС(Я),
который за последние пять-шесть лет
сумел отладить систему подготовки
высококвалифицированных кадров в
вузах нашего города. Ежегодно
возрастает прием в различные вузы по
широкому спектру специальностей,
необходимых РС(Я). Причем большинство
из них на льготной основе, благодаря
усилиям директора Департамента М.В.Мучина,
который сумел установить деловые
взаимовыгодные контакты с Советом
ректоров Санкт-Петербурга,
правительством города на Неве. В
результате подписанного Президентом
РС(Я) М.Е.Николаевым и губернатором
Санкт-Петербурга В.А.Яковлевым
соглашения о принципах торгово-экономического,
научно-технического и культурного
сотрудничества вопросы подготовки
кадров в вузах Санкт-Петербурга
приобрел планомерный и стабильный
характер. Много студентов-якутян
обучается в Университете экономики и
финансов, РГПУ им. А.И.Герцена,
Академии гражданской авиации,
Российском гидрометеорологическом
институте, Академии физической
культуры им. П.Ф.Лесгафта... Конечно, в
нынешних трудных условиях вузы
города имеют экономические проблемы,
но научно-методический,
интеллектуальный потенциал
профессорско-преподавательского
состава по-прежнему высок. Да и сам
город очень много дает студентам.
Библиотеки, театры, архивы, музеи, а,
главное, люди, живущие в этом
замечательном городе, дают
уникальную возможность овладеть не
только своей будущей профессией, но и
приобщиться к миру прекрасного,
общечеловеческого. Нынешний студент
— творец прекрасного будущего XXI
веке, и пусть это будет время
технотронное, компьютеризированное,
но это будет век гуманитарный, ибо от
разума человека будет зависеть
будущее человеческой цивилизации.