На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Мы, народы Арктики, имеем древнюю историю и не исключено, что имеем и общие корни.
Испокон веку мы живем на своей вьюжно-ледяной, но беззаветно любимой родине. Дети современной планетарной Арктики, мы давно тянулись к друг другу, чтобы лучше познать свои корни, объединяющие наши души и помыслы.


UNESCO
World Decade
for
Cultural Development

Юрий Спиридонов

Современное искусство народов Арктики

В 1993—1995 годах в пяти регионах циркумполярного Севера на Аляске, в Канаде, Гренландии, Скандинавии и Севере России состоялись международные выставки «Искусство Арктики».

Всего на этих выставках было показано около 500 произведений художников — представителей коренного населения арктических зон. Уже сам факт организации такой представительной выставки, первой в истории, притом по инициативе самих художников из всех зон циркумполярного Севера, безусловно, является событием уникальным и примечательным по своему историко-культурному значению.

Планетарная Арктика тысячелетиями хранит в своих недрах свидетельства своей длительной цивилизации. Это отмечено учеными, археологами разных стран и в разное время. Вечная мерзлота и огромные пласты льда на Севере хорошо сохранили предметы материальной культуры древних народов. Генную память обнаруживает подсознание современных жителей Арктики. Недаром в творчестве ее современных художников с удивительной точностью воссоздаются образы и формы древнейшей культуры.


Плакат выставки
Альвин Амазон «Оо-а—Оо-a—Оо-а»

Во время поездок по разным регионам Арктики я неоднократно отмечал про себя множество схожих элементов, деталей орнаментики, схож был и характер пластических решений в искусстве населяющих их народов. Многие исследователи объясняют подобные явления общностью природных условий, образом жизни северных этносов. Крупнейший исследователь Сибири и культуры арктических народов, академик А.П.Окладников писал об эскимосах следующее: «... эскимосы освоили на протяжении тысячелетий огромные пространства северных областей Азии и Америки — от Чукотского побережья и Камчатки до Баффинова залива Гренландии. В этой экспансии нашла свое выражение могучая жизненная сила такого маленького, но энергичного и творчески активного народа».

Удивительно, что на скандинавском Севере в древнейших предметах быта саамов я замечал некие магические знаки и орнаменты, очень напоминающие таковые у предков современных долган, когда-то живших на побережье моря Лаптевых у Ледовитого океана.

Безусловно, народы Арктики имеют древнюю историю и не исключено, что имеют и общие корни. Испокон веку они живут на своей вьюжно-ледяной, но беззаветно любимой ими родине. Возможно, до образования границ различных государств эти народы имели между собой надежные связи. На оленьих и собачьих упряжках в весенние полярные дни и ночи, возможно, преодолевали они десятки тысяч километров тундры; за короткое летнее время, опять же предположительно, могли переплывать на кожаных лодках огромные водные пространства между льдами Ледовитого океана...


Экспозиция выставки «Искусство Арктики» в г.Кируне, Швеция. Май, 1993 г.

Мы, дети современной планетарной Арктики, давно тянулись к друг другу, чтобы лучше познать свои корни, объединяющие наши души и помыслы. При этом каждый из нас имел свое видение, свое собственное искусство. Желание совместно реализовать наши идеи еще больше сблизило нас. Мы хотим, чтобы сегодняшний мир с его урбанизацией, научно-технической революцией, бешеными скоростями увидел наше искусство, наиболее близкое к самой Матери-Природе и берущее корни из самобытной древней культуры наших народов.

Впервые предложение провести международную выставку современного искусства народов Арктики было выдвинуто Всемирным Советом по народным промыслам на Международной конференции в 1978 году в г. Киото (Япония). Проект был занесен в список самых неотложных и важных дел Всемирного Совета по народным промыслам. В результате последующих встреч в Копенгагене и в Вене Северная Ассоциация художников скандинавских стран взяла на себя ответственность за разработку проекта, получившего название «Искусство Арктики». Авторами проекта явились Арвид Матеуссен (Норвегия), впоследствии директор проекта, Ингунн Утси (Норвегия) и Роз Мари Хуува (Швеция), заслужившие глубокую признательность коллег их арктических регионов.

Проект ставил своей целью пропаганду достижений искусства, освещение жизни и быта, налаживание контактов на политическом, общекультурном уровне между арктическими народами, подтверждение существующего мнения об общих корнях, показ сходства и различия этих народов, а также влияния, которое оказывают природные условия жизни на искусство. По условиям проекта участниками выставок должны быть художники и народные умельцы, являющиеся представителями коренного населения арктических регионов.


Члены многонационального международного комитета проекта «Искусство Арктики» г. Нуук, Гренландия. Ноябрь, 1991 г.
Арвид Матеуссен — директор проекта, Норвегия, Роза Хабиврахманова, переводчица, Россия, Джесси Климан — Гренландия, Юрий Спиридонов — Россия, Роз Мари Хуува — Швеция, Рональд Сенунчетук — Аляска, Лорн Волшаин — Канада.

В 1990 году данный проект был включен в десятилетнюю культурную программу ЮНЕСКО. Было создано пять национальных комитетов по организации выставок во всех пяти регионах Арктики, в том числе — Российский национальный комитет, образованный в мае 1991 года в г. Юрмала (ныне Латвийская Республика).

Представители национальных комитетов вошли в состав международного оргкомитета. Это Рональд Сенунгетук с Аляски, Абрахам Рубин из Канады, Джесси Климан из Гренландии, Розе Марие Хуува из Швеции и автор этих строк — из России.

Рональд Сенунгетук родился и вырос у Берингова пролива на Аляске. В детстве, в ясные, солнечные дни он мог видеть перед собой отделенный проливом не столь далекий Чукотский полуостров. В каталоге Аляски «Искусство Арктики» он подробно описывает посещение г. Уэльса эскимосами Чукотки до 1945 года. Рональд Сенунгетук сейчас один из ведущих художников Аляски. Он работает по дереву, создавая великолепные панно по мотивам пиктографии, жизни и быта инуитов. Также успешно создает различную декоративную посуду из дерева и авангардные ювелирные изделия из серебра. Произведения Р.Сенунгетука находятся в постоянной экспозиции Музея г. Анкориджа (Аляска).

Абрахам Ангик Рубин — скульптор из Канады. Родился и воспитывался в регионе Инувик. В 70-е годы учился у Р.Сенунгетука в Центре местного искусства Университете Аляски в г. Фербэнксе. Абрахам Рубин успешно работает в бронзе, камне и по дереву, следуя традиционному стилю резьбы по камню эскимосов.

Джесси Климан — сотрудник Института по делам Севера в Гренландии. Увлеченно работает как рисовальщик и акварелист. Она же — независимая драматическая актриса экспериментальной театральной труппы в г. Нууке (Гренландия). Увидев ее выступление на Аляске, я получил огромное удовольствие — это был некий синтез изборазительного искусства (лицо было расписано красками по мотивам масок инуитов Гренландии) и искусства живой пластики.

Розе Марие Хуува — представитель Сапми (Лапландия). Она живет на Севере Швеции в г.Кируна. Опытная художница, ее произведения экспонировались в европейских странах и в Японии. Художник широкого диапазона, она очень умело использует в своих традиционных изделиях из оленьей кожи современные материалы, такие, как золотые нити и очень тонкая оловянная проволока. С большим вкусом создает абстрактные формы, используя оленьи шкуры, перья птиц, различные бусы и металлические подвески. Кроме того увлекалась живописью, создает декоративные композиции на тему жизни и быта саамов, по фауне и флоре родной земли.

Многонациональный комитет явился ядром проекта выставки «Искусство Арктики». Каждый из нас проделал огромное количество рутинной работы, включающей в себя множество официальных встреч с властями своей страны и одновременно — самую деликатную работу с художниками-коллегами.

И вот, наконец, воплотилась в жизнь многолетняя мечта организаторов выставки, осуществился проект «Искусство Арктики».

В 1993 году друг за другом открылись выставки проекта «Искусство Арктики» во всех пяти арктических регионах. Эстафету начал 6 мая г. Анкоридж (Аляска), затем, 21 мая ее принял г. Кируна (Швеция), 28 мая — г. Нуук (Гренландия), 4 июня — Остров Вельфин (Северо-Западные территории Канады) и, наконец, вереницу выставок завершила Россия — 16 июня, г. Якутск (Республика Саха (Якутия)) Каждый вернисаж сопровождался культурной программой, выступлением фольклорных групп и артистов — представителей коренных народов Арктики. На просторах Арктики звучали саамский йойк, якутский тойук, эскимосское горловое пение и эвенское сэдьэ.

В течение двух лет, согласно проекту, выставки передвигались по разным городам Арктики. Из них по значимости можно отметить вернисажи, которые состоялись в январе 1994 года в г. Осло (Норвегия) в рамках фестиваля культуры XXVII Зимних Олимпийских Игр (коллекция Сапми): в апреле 1994 года в Санкт-Петербурге в Государственном Русском Музее; в декабре 1994 года в г. Москве на фестивале «Первый день международного десятилетия коренных народов мира» (коллекция России).

Впервые над Арктикой, подобно северному сиянию, заиграло-засверкало собранное воедино самобытное искусство ее коренных жителей: инуитов, инупиатов, атабасков, алеутов, тлингитов, хайдов, дени, саамов, ненцев, долган, эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей, саха.

Мир увидел, что народы Арктики, живущие в разных странах и государствах, не поддались влиянию культуры могущественных народов, не ассимилировались, более того, сохранили и развивают свою традиционную культуру, самобытное искусство, корни которых уходят в древние времена. Этому способствовала сама Арктика с ее уникальной природой и неразрывная связь коренных жителей с родной землей.


Канада


Чарли Рогвик,
Кийватин СВТ, Канада. “Танцор с бубном, празднующий улов”, 1992 г. Базальт, олений рог, кость.


Абрахам Ниагу Иргу,
Арктический Квебек. “Сборы весеннего лагеря по пути к стойбищу”. Литография.

 

 Россия


Михаил Слепцов,
Республика Саха, Россия. “Оленевод”. Мамонтовая кость, резьба, 1992 г.

 
Николай Курилов,
Республика Саха, Россия. “Мир глазами моего детства”. Бумага, цветная аппликация.

 

Гренландия


Анне Лизе Лёвстрем,
Гренландия, Дания. «Пейзаж». Акварель, коллаж.

 

Россия


Михаил Старостин,
Республика Саха, Россия. «Сезон дождей».
Бумага, акварель.


Эдуард Пахомов,
Республика Саха, Россия. “Старик Сунтар”. Красное дерево.

 

Канада


Анагинак Элси,

Арктический Квебек.
“Айсберг”. литография.

 

Россия


Юрий Спиридонов,

Республика Саха, Россия.
“В краю, где не заходит солнце”. бумага, акварель.

 

Аляска, США


Джон Лэй Хуувер,

“Дух красной лисы”. Алеутское праздничное блюдо. Красный кедр.

Hosted by uCoz